|
КИЕВ, 31 января. Министерство образования Украины утвердило новую концепцию литературного образования. Теперь российскую литературу школьники будут изучать отдельно от украинской и мировой, сообщает proUA.
В документе отмечено, что необходимость принятия концепции литературного образования продиктована, среди прочего, потребностью формирования у молодого поколения активной общественной позиции, важностью повышения уровня общей культуры и морали в современном украинском обществе. Один из важных моментов - значительная перегруженность литературных курсов, несоответствие введенных в них произведений возрастным особенностям учеников.
Создатели новой концепции пояснили, что нынешняя школа должна воспитывать личностей с высокой гуманитарной культурой и общественной ответственностью. Кроме того, авторы концепции считают, что необходимо сохранять национальную идентичность и духовные идеалы славянства в условиях глобализации мирового пространства.
Как и раньше, школьники будут изучать украинскую и мировую литературу. Однако в документе четко указано: современному ученику в школе должны презентовать «достижения украинской литературы, российской литературы, разных литератур народов Украины и мировой литературы». И, как и в концепции языкового образования, самое большое место отведено описанию необходимости изучения именно российской литературы. Так, в документе подчеркнуто: «Особенная роль принадлежит российской литературе как художественно-словесному достижению, в тесном взаимодействии с которым на протяжении нескольких столетий формировалась украинская литература, а также с учетом того места, которое занимает российская литература в общечеловеческой системе духовно-культурных ценностей».
Об украинской литературе в концепции написано следующее: «Украинская литература воспитывает любовь к языку и обычая украинцев, в конкретно-образной форме доносит до читателя информацию о своеобразности украинских традиций и культуры». Что же касается мировой литературы, то чиновники считают, что ее роль - приучать детей к общечеловеческим ценностям и воспитывать толерантное отношение к разным народам.
В концепции хватает рациональных и продуманных предложений, отмечает издание. К примеру, предлагается приблизить преподавание литературы к реалиям и проблемам современности, изучать литературу в контексте развития культуры и искусства, максимально использовать знание разных языков и переводов. Кроме того, курс литературы в 5-11 классах будет разделен на три этапа: в 5-7 классе предложено сформировать потребность к чтению, 8-9-е классы - этап системного чтения, а старших классах речь пойдет уже об творческо-критическом чтении. Сделан упор и на то, что ученики должны вникнуть в суть произведений, оценить их эстетическое значение, сделать выводы, важные для морального формирования личности и уровня их общей культуры. При этом, правда, отмечено, что произведения должны быть четко подобраны по возрасту учащихся. Кроме того, важен их объем. В то же время конкретных рекомендаций относительно того, сколько именно страниц должно быть в книгах, рекомендуемых школами к чтению, в документе нет.
Концепция предполагает создание «каноничного "золотого" фонда классической литературы как основы литературного образования». В пояснении отмечено: в истории украинской, российской и мировой литературы есть произведения, проверенные временем и многими поколениями, поэтому в процессе перестройки системы литературного образования нужно сохранить этот «золотой» фонд классики (украинской, российской и других народов мира).
| |