КИЕВ, 30 июля. Россия начала заменять на самолетах Ан-148 двигатели Д-436-148 запорожской "Мотор-Сич" на SaM146 производства российского «Сатурна» и французской Snecma. С одной стороны, без согласия украинской стороны принять решение о замене двигателя нельзя, с другой, как полагают эксперты, Россия может повлиять на этот процесс с помощью политических рычагов, пишет «Коммерсант-Украина».
Воронежский авиазавод получил от «Ильюшин Финанс Ко» самолет для необходимого тестирования, который прибудет на ВАСО сегодня. В пресс-службе ГП «Антонов» рассказали, что знают о планах «Ильюшин Финанс Ко». Пресс-секретарь предприятия Оксана Трофимчук заявила, что установка нового двигателя требует согласия разработчика.
Президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев считает такой поворот событий давлением на предприятие. «Россия хочет, чтобы мы снизили стоимость двигателя, но этого не произойдет, потому как у нас сертифицированная продукция и есть спрос», - заявил он. По словам Богуслаева, ВАСО не может произвести разработки без одобрения «Антонова». К тому же в России SaM146 должен пройти сертификацию.
Представитель российской Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) отмечает, что тестирование может проводиться и без согласия завода «Антонова». Однако, по словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы , установка SaM146 требует сертификации, а для этого необходимо согласие разработчика. «Впрочем, если Россия захочет получить согласие, а "Антонов" откажет, то они найдут рычаги в правительстве и быстро договорятся», - полагает партнер юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко.
В случае если стороны договорятся об испытании нового двигателя, будет необходимо создать новый пилон (опора, на которую крепится двигатель), что требует больших средств и может занять год-полтора, пояснил Кава. «Для любых сертификаций и новых разработок нужны средства, а у "Антонова" их нет. Если ВАСО готово профинансировать, украинское предприятие не будет против», - сказал Марченко.
Напомним, ранее в СМИ сообщалось, что двигатель SaM146 не полностью удовлетворяет техзаданию: так, расход топлива у него на 2,7-3,2% больше планового, масса выше запланированной на 114,3 кг и т.д. Эти недостатки не влияют на сроки сертификации, но ухудшают эксплуатационные качества самолета. Кроме того, двигатель имеет и ряд дефектов, в том числе повторившееся три раза за время испытаний «разрушение зацепа диска третьей ступени КВД», причина этого дефекта в письме не указана.