|
20 января 2011 года на экраны вышел «Самый лучший фильм 3-ДЭ», уникальный и пока единичный случай в отечественной киноиндустрии: решение о реализации проекта в стереоформате было принято еще на этапе препродакшена. Интернет-портал «ПрофиСинема» побеседовал с Виктором Лакисовым, режиссером и супервайзером, руководителем студии визуальных эффектов и трехмерной анимации Asymmetric VFX, осуществившей полный комплекс работ по стерео и визуальным эффектам. Корреспондент: Выполнение полной технологической цепочки производства стереокино с визуальными эффектами - в чем преимущества по срокам, трудоемкости и качеству готового материала? Виктор Лакисов: Весь визуальный постпродакшн фильма сделан в Asymmetric VFX, т.е. все, кроме озвучания и музыки. Оптимально, когда вся коммуникация происходит в рамках одной студии и физически в соседних помещениях (что для Москвы существенный фактор). Если предположить, что в данном случае монтаж, эффекты и цветокоррекция делались в трех разных студиях, то к срокам постпроизводства можно было бы смело прибавлять пару месяцев суммарного времени, необходимого для коммуникации этих подразделений. Ну и само собой, у каждой студии имеется свой административный аппарат, а значит, и бюджет на постпродакшн тоже был бы несколько другой. В нашем случае сроки были сжатые, даже если их рассматривать с точки зрения обычного фильма. Съемки закончились в первых числах сентября, а в середине декабря мы должны были завершить работу и отдать материал на кодировку и печать негатива. Получается с натяжкой 4 месяца на весь постпродакшн (монтаж, сборка, стереосведение, эффекты, цветокоррекция). Монтаж закончился в 20-х числах октября, оставалось два с половиной месяца до нового года, и, соответственно, до полного окончания работ по проекту. Количество планов с эффектами возросло до 350-ти. Для того, чтобы все это успеть, нужно практически все процессы запускать параллельно и ежеминутно контролировать этот поток. Другими словами, необходимо было выстроить сквозную технологическую цепочку, плотно связывающую все процессы. Например, разрабатывая метод подготовки съемочного материала к монтажу, необходимо обеспечить возможность просмотра монтажа в стерео, быструю сборку сцен в чистовом стерео варианте во время монтажа, подготовку исходных кадров для эффектов и сборку всего фильма в стереоварианте по окончания монтажа. Естественно, это намного проще сделать, когда съемочный материал централизованно располагается на сервере, к которому есть одновременный доступ всех сервисов. Один из важных факторов, помогавших нам в производстве, - это профессиональное доверие, которое мне как супервайзеру эффектов оказывали продюсеры и режиссер фильма. Например, если по объективным причинам тот или иной эффект не укладывался во временные рамки, то я получал от продюсера добро на то, чтобы отказаться от этого эффекта. Также есть прецеденты, когда я пускал в производство эффекты, которые не были запланированы. Корреспондент: Благодаря каким предварительным процедурам, проведенным вашей студией и съемочной группой, постпродакшен стереоскопического фильма по срокам не отличался от производства традиционного фильма? Виктор Лакисов: Первым делом вопрос встал о конвертации в псевдостерео. На тот момент времени московском воздухе витала иллюзия, что существуют некоторые чудо-конвертаторы, которые могут сделать псевдостерео быстро и задешево, точнее около $2 тысяч за минуту. В то же самое время западные студии предлагали услуги по конвертации от $50 тысяч до $75 тысяч за минуту фильма. Пришлось разобраться в этом вопросе. Я выбрал несколько сложных кадров из военного кинопроекта и сконвертировал их по такой же технологии, как конвертировался на Западе один из фильмов о Гарри Поттере. И параллельно с этим дал кусочек плана в компанию, которая объявляла стоимость конвертации от $2 тысяч. По собственному опыту цифры получились не утешительными, $25-30 тысяч за минуту, соответственно, это абсолютно нереально для бюджетов нашего кинематографа. Тем временем, миф о чудо-конвертаторах развеялся сам собой, ничего хорошего быстро и дешево не бывает, результат получился абсолютно неприемлем для большого экрана. На этом вопрос псевдо стерео был закрыт. Теоретическую поддержку на начальном этапе нам оказал Мелкумов Александр Сергеевич, который дал нам основы стереоскопии. Он подготовил что-то типа экстренных курсов по стерео для режиссера, оператора и супервайзера эффектов. В кинозале НИКФИ нам демонстрировали стереофильмы, снятые этой оптикой на широкоформатную пленку 30 лет назад. После того, как был выбран метод съемки, мы (Monumental Pictures, Action Art, МКБК и A-VFX) сняли за один съемочный день пробный ролик. Он представлял из себя каскадерскую импровизацию на тему захвата заложников, в котором присутствовали каскадерские трюки, выстрелы и взрывы гранат. Погода в тот весенний день «к счастью» тоже была пробная, в результате чего в одном трехминутном ролике мы получили кадры с ярким солнцем, дождем, мокрым снегом и пасмурным состоянием. В-общем, испытали и камеру и оборудование. Этот тест показал, что с оборудованием работать можно, но вопросов по прежнему было больше, чем ответов. Поэтому затем последовало еще два пробных съемочных дня. В результате мы сделали три пробных ролика длительностью 3, 7 и 12 минут соответственно. Каждый из них проходил полную цепочку: обработка съемочного материала, монтаж, эффекты, стереосведение, цветокоррекция, кодировка для цифровых кинотеатров и печать на пленку. Благодаря этому мне удалось правильно разработать основу технологической цепи производства. Корреспондент: Какая использовалась съемочная техника и почему именно эти камеры были выбраны для съемок, в чем их преимущества? Виктор Лакисов: Использовалась американская камера «Phantom 65» и отечественная оптика «Стерео-70». Сочетание этой камеры и оптики не случайно. Система объективов «Стерео-70» изначально разрабатывалась под широкоформатную кинопленку, на которую проецируются одновременно два стандартных 35-ти миллиметровых кадра. Но на сегодняшний момент съемка на широкоформатную пленку очень дорогое удовольствие даже для бюджетов иностранных фильмов, а тем более для наших. Данная цифровая камера Phantom-65 имеет матрицу, по ширине аналогичную кадру на 70-ти миллиметровой пленке, это позволило использовать отечественную разработку почти 30-ти летней давности. Конструкторам МКБК пришлось разработать систему крепления оптики к цифровой камере. В подготовительный период также происходила тонкая настройка и доводка переходников. К счастью, у меня была возможность взаимодействовать с конструктором, который при обнаружении дефектов в кадре, тут же делал поправки в некоторых агрегатах оптики. Корреспондент: Как проходила работа над фильмом, расскажите подробнее, с наиболее яркими примерами. Виктор Лакисов: Работа над фильмом напоминала езду на сноуборде впереди снежной лавины. Ежедневно с площадки поступало по 6-8 террабайт исходных материалов, которые необходимо было срочно обрабатывать. И стоит замешкаться - лавина накроет... На протяжении всего периода работы над картиной суммарный объем данных по проекту превысил 400 террабайт. Корреспондент: Как удалось избежать искажений и других дефектов, нередко встречающихся при производстве 3D? Какое для этого использовалось оборудование в постпродакшене? Виктор Лакисов:
| |