За безопасность на транспорте в России теперь будет отвечать глава ГИБДД Виктор Кирьянов. Президент Дмитрий Медведев назначил его новым замминистра внутренних дел. Эксперты отмечают, что на должности главы ГАИ Кирьянов не достиг выдающихся успехов, а ведомство сохранило репутацию одного из самых коррумпированных.
Дмитрий Медведев произвел первое крупное назначение, связанное с терактом, который произошел 24 января в Домодедово. У главы МВД Рашида Нургалиева теперь новый заместитель, ответственный за транспортную безопасность. На эту должность назначен глава ГАИ-ГИБДД Виктор Кирьянов, при этом от должности главы ГАИ он освобожден.
Перестановками в МВД президент планомерно занимается уже неделю. Ранее на совещании с главой МВД президент Медведев распорядился «тряхнуть» всю транспортную милицию. В тот же день были уволены глава Управления внутренних дел на транспорте по Центральному федеральному округу генерал-майор Андрей Алексеев и все руководство линейного отделения внутренних дел Домодедово. О нынешнем назначении Медведев сообщил на встрече с главой МВД Рашидом Нургалиевым.
Сам Нургалиев пояснил, что новый заместитель будет курировать весь транспортный блок. Это железнодорожный, авиационный, автомобильный, морской и речной виды транспорта. В Министерстве внутренних дел решение Медведева никак не комментируют.
«Среди нынешних замглавы МВД нет тех, кто имеет опыт руководящей работы в профильном подразделении. Вопрос в том, насколько Кирьянов будет свободен в своих действиях, - отметил в разговоре с "Газетой.Ru" депутат Госдумы от "Единой России" Александр Хинштейн. По мнению депутата, "первое, с чего Кирьянов должен начать, - это усилить роли и задачи транспортной милиции, которую надо не сокращать, а наращивать". Хинштейн "не понимает", зачем нужно было вводить должность еще одного замминистра, "когда можно было перераспределить ответственность среди существующих замов". Член комитета по безопасности, депутат от "Справедливой России" Геннадий Гудков уверен, в свою очередь, что "Кирьянов давно перерос ту должность, в которой находится сейчас". "Я думаю, что это человек, с которым можно работать, тем более что по факту ему давно приходится отвечать и за безопасность на транспорте. Так что назначение это вполне адекватное, и я искренне поздравляю его с новой должностью", - сказал "Газете.Ru" Гудков. "Он недостаточно решителен, был в большей степени дипломатом, нежели жестким руководителем", - не согласен с ним председатель межрегионального общественного объединения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
Предшественник Кирьянова на посту руководителя ГАИ России Владимир Федоров прогнозирует, что место главного гаишника страны займет один из нынешних заместителей Кирьянова. "У него хорошие заместители, и ставку можно сделать на них, - рассуждает Федоров. - И, я думаю, Виктор Кирьянов сумеет свое мнение высказать руководству. Вероятно, в рамках заместителя министра он будет курировать ГИБДД".
Почти за восемь лет руководства безопасностью дорожного движения неоднократно ужесточались санкции для водителей за нарушение ПДД. "Была большая активность по изменению законодательства, происходило ужесточение наказания", - напоминает Федоров.
При Кирьянове за ГИБДД сохранилась репутация одного из самых коррумпированных ведомств страны.
"Ничего позитивного с ГИБДД в эти годы не произошло, - говорит руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Коррупция усугубилось, ставка на карательно-репрессивные меры сохранилась. Никаких реформ не было и попыток навести порядок в ГИБДД".
В 2006 году при Кирьянове была запущена федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах, на которую было выделено 60 млрд рублей. "Результатом стало неуклонное снижение числа погибших на дорогах", - считает Федоров. Так, в 2007 году в России было зафиксировано более 233 тысяч ДТП, в которых погибли 33 тысячи человек, а за 2010 год аварий произошло уже 200 тыс. с 26,5 тыс. погибших.
Однако правозащитники уверены, что снижение аварийности происходило в связи с экономическим кризисом, и сомневаются в эффективности программы, которую активно поддерживал Кирьянов. "В любом случае надо сделать аудит этой программы, - утверждает Лысаков. - Там было дублирование тем, не очень понятные расходы. Вопросов структура это вызывает очень много". "Половина денег этой программы ушло на семинары и совещания, - добавляет Похмелкин. - Я в свое время делал депутатский запрос, чтобы отчитались о расходование средств. Не было названо ни одной цифры.
Камер немножко установили, но денег выделили намного больше. Исполнение этой программы не выдерживает никакой критики".
Не обошли стороной Виктора Кирьянов и скандалы с мигалками. В 2008 году его служебный Mercedes, в котором он ехал в качестве пассажира, сбил женщину на улице Солянка, когда она переходила дорогу. В ГИБДД отказывались комментировать происшествие. Пострадавшая женщина попала в больницу с различными травмами, но позже по неизвестной причине от судебного преследования милиционеров отказалась и вину взяла на себя.
Отстранился Виктор Кирьянов и от дискуссий вокруг чиновничьих машин со спецсигналами. "Кирьянов по мигалкам никакой позиции не занимал, - говорит Похмелкин. - Он никак не влиял на ситуацию. Было полное молчание и никакой внятной позиции". "У его преемника море проблем, если человек захочет в этом ведомстве навести порядок", - заключил эксперт.
Евгений Шипилов, Екатерина Винокурова, Екатерина Савина
Все автомобильные новости