|
Уволить руководителей крупных госкомпаний, в планах которых так и не появились инновационные проекты, предложил сегодня Дмитрий Медведев. Он провел в Арзамасе выездное заседание Комиссии по модернизации.
Как отметил президент, доля госсобственности в экономике высокая, а значит именно государственные компании и должны сыграть решающую роль в модернизации. Но в прошлом году 22 крупнейшие компании страны запатентовали всего тысячу изобретений. В США для примера, одна только IBM оформила 5 тысяч патентов.
Еще до того как отправиться на совещание по модернизации российской экономики, президент посмотрел как эта модернизация выглядит и можно ли ее потрогать руками. Это предприятие «Темп-Авиа». Здесь делают оборудование для авиации. Неплохое оборудование. Сложное. И названия непростые. Волоконно-оптический акселерометр, например. Одну из его деталей Дмитрий Медведев рассматривал в микроскоп.
- Это вот тот гирокомпас, который мы сделали взамен украинских.
- Чем он хорош?
- А вот Вы его сколько не болтайте, он показывает выбранное направление. Под танк бросали его, танком поездили - держит.
Мало кто из крупнейших госкорпораций может похвастаться тем, что их идеи действительно прорывные. А в Опытно-конструкторском бюро Африкантова сумели удивить - изобрели плавучую атомную электростанцию. Такая пригодится и для российских северных городов. И не только российских.А когда собрались большие руководители, с первых слов главы государства стало понятно, что с ними разговор будет нелицеприятный.
«Целый год у нас ушел на то, что были разработаны некие концепции инновационных программ. Кому они нужны. В чем их смысл. Но даже с этими, далеко не практическими задачами справились меньше половины государственных компаний. Всё это, конечно, очень тяжело смотрится. Притом, что мы с вами понимаем - стране нужны прорывы в технологическом развитии», - заметил президент.
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа - сокращенно НИОКР. Эта аббревиатура сегодня повторялась чаще любых других слов: сколько потрачено, сколько планируется вложить в НИКОР - от этого зависит будет Россия современной или отстающей.
Назову тех, в которых ситуация, мягко говоря, не блестяща. Это «Роснефть», это «МРСКА», «Совкомфлот», «Аэрофлот». Мне много тут порассказывали по поводу того, как процессы согласования этих вещей шли. Коллеги, это никуда не годится", - заявил президент.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, читая сухой доклад, не сдержалась от досады.
«В 10-м году наши 22 компании патентов получили около тысячи штук. Для сведения, одна лишь IBM запатентовала пять тысяч изобретений в 10-м году. "Майкрософт" - более 3000. "Сименс" - 873», - рассказала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
«Международных просто нет, я думаю», - заметил президент.
- Пять патентов.
- Пять патентов, то есть там и защищать никто ничего не собирается. А потом мы обижаемся или начинаем умничать, когда обнаруживаем наши разработки у наших конкурентов. И говорим о том, что вот они это все внедрили, они такие активные, они такие предприимчивые, значит, а у нас ни фига не защищено, абсолютно, ничего.
В России нет инновационного лобби - людей, которые бы внутри корпораций генерировали новые идеи, стратегию развития.
«Нам таких людей по-прежнему катастрофически не хватает. Их нужно искать, их нужно растить самим, их нужно приглашать на работу, в том числе из-за границы. И тратить на это деньги», - призвал Медведев.
И понимать, как и на что тратить. Инвестиции есть. А инноваций практически нет.
- Существенное превышение наблюдается опытно-конструкторских работ над научно-исследовательскими. О чем это говорит? Это говорит об одном: наша промышленность продолжает внедрять заготовки прежних лет. Мы не сможем дальше развиваться, вы это отлично знаете, не хуже меня, только приторговывая государственными ресурсами.
Или разговорами о том, что такое инновации. Впервые об этом в правительстве заговорили 10 лет назад. Обсуждали что это такое, какой продукт можно считать инновационным, а какой нет.
- И в эти игрушки мы продолжаем играть до сих пор, там, где другие страны пытаются отыскать, как можно заработать деньги, мы пытаемся разобраться в сущности. Это у нас такая привычка: сначала пытаться понять сущность, а потом уже пытаться зарабатывать на этом деньги.
Принуждение к инновациям. Вот такой появился термин по отношению к крупным руководителям. Президент дал поручение в двухнедельный срок подготовить предложения о дисциплинарной ответственности руководителей госкомпаний. Вплоть до увольнения.
| |