|
Большой адронный коллайдер через год не будет остановлен на ремонт, что, может быть, позволит ученым обнаружить бозон Хиггса уже в 2012 году. Физики пересмотрели график работы БАК из-за его хорошей работы в 2010 году и решения о прекращении финансирования американского коллайдера «Теватрон».
В понедельник вечером руководство Европейской организации ядерных исследований (CERN) официально объявило, что Большой адронный коллайдер (БАК) будет работать подряд в 2011 и 2012 годах. Ранее планировалось, что в 2012 году коллайдер будет остановлен на год для подъема рабочей энергии с 3,5 тераэлектронвольт (ТэВ) до 7 ТэВ на пучок.
«БАК работал очень хорошо в 2010 года, и так как ожидается дальнейшее улучшение его показателей, то есть реальный шанс, что волнующая нас "новая физика" (явления за пределами Стандартной модели, господствующей современной теории физики частиц - примечание "Газеты.Ru") может появиться в поле нашего зрения уже в конце этого года.
Например, если природа будет добра к нам, и окажется, что легчайшие суперсимметричные частицы или даже бозон Хиггса достижимы для нынешних энергий коллайдера, то данные, которые, как мы ожидаем, нам удастся накопить к концу 2012 году, буквально положат их нам в руки», - говорит научный директор CERN Серджио Бертолуччи.
«Все работает так хорошо! Почему мы должны ждать?», - говорит руководитель научного коллектива CMS Гвидо Тонелли.
Обновленная программа работы ускорителя была представлена в конце января на научной конференции, которая традиционно проходит в столице первых зимних Олимпийских игр - французском городе Шамони. В первые дни конференции обсуждались технические аспекты работы коллайдера в 2010 году, затем ученые перешли к обсуждению планов на будущее.
Там было принято решение продолжить работу коллайдера в 2012 году, которое было утверждено руководством CERN в понедельник вечером.
«Если БАК продолжит улучшаться в 2011 году, как это было в 2010, то у нас будет очень интересный год. Так, есть основания полагать, что в течение этого года мы сможем увеличить скорость сбора данных как минимум в три раза», - говорит директор CERN по ускорителям Стив Майерс.
Программа, представленная в Шамони, предусматривает, что после завершения сеанса работы в 2011 году и ряда проверок систем безопасности в 2012 году коллайдер будет выведен на энергию 4 тераэлектронвольта на пучок. «Долгая остановка» таким образом будет сдвинута на 2013 год, а выход на проектную энергию 7 тераэлектронвольт на пучок произойдет только в 2014 году.
«Тогда мы сможем подойти к длинному shutdown в 2013 году с большой набранной статистикой, и год не пройдет зря.
У нас будет большой запас накопленных данных, которые мы будем анализировать», - приводит РИА «Новости» слова заведующего отделом НИИ ядерной физики МГУ Эдуарда Бооса, участвующего в экспериментах на детекторе CMS на БАК.
Несмотря на успешный запуск коллайдера в 2010 году, все помнят, как в 2008 году произошла масштабная авария, из-за которой начало работы на БАК было отложено на полтора года. Причиной аварии стали некачественные контакты и рост сопротивления в коллайдере, что привело к выходу магнитов из сверхпроводящего состояния и разрывам труб системы охлаждения. Перед началом сеанса 2012 года ученые планируют сделать небольшую остановку в работе коллайдера, чтобы провести масштабные проверки медных стабилизаторов, которые соединяют сверхпроводящие кабели, питающие магниты ускорителя.
Сотрудники CERN не скрывают, что на решение продлить работу БАК в 2012 году повлияла не только хорошая работа коллайдера, а и тот факт, что его главный «конкурент» - американский коллайдер «Теватрон» - из-за отсутствия финансирования будет остановлен в октябре 2011 года.
«Время "Теватрона" заканчивается, - заявил журналу New Scientist Майк Ламон, один из координаторов работы БАК. - При работе в 2012 году наш коллайдер должен быть в состоянии увидеть признаки существования бозона Хиггса, если он есть».
Напомним, что Большой адронный коллайдер является самым крупным и мощным в мире кольцевым ускорителем элементарных частиц. Он находится под землей в 27-километровом круговом тоннеле на территории Швейцарии и Франции. Его строительство началось в конце 1990-х годов и обошлось в сумму более 6 млрд евро. Автор: Николай Подорванюк
| |