|
Премьеру спектакля «Калигула», состоявшуюся в Театре Наций 31 января и 1 февраля, ждали с весны 2010 года. Новость о том, что Эймунтас Някрошюс будет ставить экзистенциальную пьесу Камю, загодя взбудоражила театральную Москву. У этого проекта было немало поводов стать одним из главных событий сезона.
Спектакли Някрошюса, поставленные в Москве или привезенные к нам в рамках гастролей, всегда поднимают театральную планку на недосягаемую высоту. Императора-тирана Калигулу сыграл талантливый Евгений Миронов, подругу императора Цезонию- неординарная Мария Миронова. Есть в пьесе Камю и параллели со современностью. Образ императора-тирана, который стремился к абсолютной свободе, уничтожая людей вокруг себя, еще в ХХ веке обрел конкретику и наполнился жизнью. А затронутая в ней проблема взаимоотношений свободного человека с властью и диктатурой в последнее время становится все острее. Рим без роскоши и блеска Ожидания оправдались, хотя Някрошюс в своем новом спектакле не стал углубляться в актуальные политические реалии. Нет в нем и атмосферы древнеримской империи с ее пышностью, блеском и развратом. Режиссер освобождает историю от лишних деталей. О древнем Риме напоминает только условная арка на заднике сцены, обитая серыми листами шифера (автор сценографии художник Мариус Някрошюс).
Остальное пространство свободно и может сыграть любую роль- от императорского покоя до коридоров его дворца. Абстрактное пространство заставляет сконцентрироваться и постараться понять логику Калигулы, виртуозно сыгранного Мироновым. Кажется, что покойницу вызвала к жизни неуемная фантазия Калигулы. Миронов, лучший на сегодняшний день театральный актер, играет в этой роли то, что с трудом можно выразить словами. Он играет человека, который считал себя властителем и хозяином мира и вдруг понял, что бессилен. Эксперимент, в котором Калигула пытается добраться до первопричины человеческих страхов, мыслей и желаний, обрекает его на ледяную пустоту.
Пустоту вокруг, потому что он уничтожает Цезонию, которая любит его настолько, что забывает о себе и перестает ощущать границу между добром и злом. Калечит преданных себе людей - философа Геликона (Игорь Гордин), юного и пылкого поэта Сципиона (Евгений Ткачук). В финале Калигула оказывается в пустоте, и ощущает такую же пустоту внутри. Пожалуй, это единственная из показанных в Москве постановок пьесы Камю, в которой императора-тирана не убивают. Он кончает жизнь самоубийством, бросаясь в толпу подданных, вооруженных осколками зеркал.
| |