|
А ведь были схватки боевые! «Горожане» до последних туров чемпионата-2009 претендовали на попадание в призовую тройку, но в итоге скатились на шестую строчку. И... сгорели, как спичка. Корреспондент «Советского спорта» поговорил с гендиректором компании «Спортивные проекты» (она курировала «Москву») Леонидом Исаковичем о последствиях событий годичной давности.
«ЭТО ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА»
Как и игроки «Сатурна», футболисты «Москвы» в прошлом году тоже не верили, что клуб прекратит существование. Команда даже провела первый сбор, а на втором было объявлено: расходитесь! В «Сатурне» дело до сборов не дошло - под Новый год всем сообщили, что клуба не будет. И переговоры с бизнесменом Владимиром Романовым тоже ни к чему не привели.
- Дурной пример заразителен - второй год подряд премьер-лига теряет по клубу, - обращаюсь к Леониду Исаковичу, гендиректору компании «Спортивные проекты», которая курирует в «Норильском никеле» спорт.
- Что значит дурной пример? У каждого клуба были свои причины, из-за которых пришлось сниматься с чемпионата. «Москва», как известно, долгов не имела. В отличие от «Сатурна». Считаю, что произошедшее - это последствия экономического кризиса. Зарплаты игроков и расходы на клуб росли, но после того, как экономическая ситуация изменилась, такую финансовую нагрузку могла себе позволить не каждая структура.
- В прошлом году много говорилось, что и «Москву» готов был взять под крыло новый инвестор, и у «Сатурна» был вариант спастись...
- Что касается «Москвы», то никакого инвестора тогда не было! Некие компании, заявлявшие о готовности финансировать клуб, просто делали себе пиар. Инвесторы появляются там, где за клубом стоит материально-техническая база. Ни за «Сатурном», ни за «Москвой» ничего не было.
- То есть инвестору не на чем было зарабатывать?
- Да, инвестор ничего не приобретал, кроме названия клуба. Ведь когда речь заходит, скажем, о покупке клуба английской премьер-лиги, то владелец рассчитывает получить в распоряжение и инфраструктуру. А у большинства наших клубов ее нет. Найти инвестора под доброе имя - это сложно.
- «Сатурну» не принадлежали ни стадион, ни база. Насколько понимаю, у «Москвы» не было собственного стадиона, а вот база в Мячкове, наоборот, оставалась за клубом. Что там сейчас?
- Этот актив сохранен. Сейчас мы обсуждаем будущее базы, в том числе и с РФС. Там может быть устроена база для сборных команд России. Кроме того, есть вариант, что обновленная мячковская база станет одной из тех, которую смогут выбрать сборные, участвующие в чемпионате мира 2018 года.
«ЗАДАЧИ ВОЗРОЖДАТЬ КЛУБ НЕТ»
- Вернемся к «Москве». В прошлом году одной из причин прекращения финансирования клуба называлось то, что поддержка «Москвы» не находит понимания у сотрудников комбината в Норильске. Довольны ли они, что команда упразднена?
- Вы должны понимать, что у сотрудников комбината за прошедший год случились не одна забота, радость и печаль. И тогда, и сейчас было понятно, что, к сожалению, «Москва», кроме финансирования, никакого отношения к норильскому комбинату не имеет. Ни с точки зрения имени, ни с точки зрения местоположения, ни с точки зрения дивидендов, которые бы получали сотрудники или руководство комбината.
- Зато теперь «Норникель» спонсирует РФС...
- Да, в прошлом году компания оказывала помощь РФС. Что касается года нынешнего, то вопрос о спонсировании еще будет решаться.
- «Норникель» по-прежнему владеет правом на бренд «Москва»? И может ли возродиться команда с таким названием?
- Теоретически может. ФК «Москва» как юридическое лицо существует. Любая ликвидация или изменение юрлица - процедура долгая. Но речи о том, чтобы возрождать клуб, не идет. На сегодняшний день такой задачи нет.
- Летом случилась неприятная история с детской школой имени Воронина. После того как «Норильский никель» прекратил ее финансирование, мальчишкам пришлось искать новое место. Может, стоило финансировать школу хотя бы до конца 2010 года, когда закончился чемпионат?
- Но в школе же занимались дети. И мы ориентировались на конец года учебного. Все были предупреждены, и большинство ребят ушли в другие школы.
- В то же время более 250 мальчишек оставались в школе имени Воронина вместе с тренерами. Лишь в декабре их взял под крыло Москомспорт...
- Изначально в школе было 300 человек. И, как я сказал, большинство ребят оказались в других школах. Сами посудите, если школа остается без клуба, в данном случае клуба премьер-лиги, то она становится искусственным образованием.
- Остается ли опасность, что ликвидацией «Москвы» и «Сатурна» все не ограничится?
- Опасность остается всегда. Тем более пока не приняты ограничения, которые пытается установить УЕФА. Я имею в виду лимит по бюджетам и - самое главное - зарплатам игроков. Пока не будут созданы условия, чтобы клубы сами могли зарабатывать деньги и обеспечивать свое существование, все будет зависеть от доброй воли спонсоров. Клубы должны стремиться к самоокупаемости, которой можно достичь, наращивая доходы и сократив зарплаты игроков.
- Особенно учитывая их суммы. Судя по данным о многомиллионных зарплатах футболистов «Сатурна», клуб просто не выдержал такой нагрузки...
- Именно так.
- В «Москве» ситуация с суммами зарплат была такой же?
- Отчасти да.
| |