|
США приступили к созданию истребителя 6-го поколения, который будет стоить как авианосец.
США приступили к созданию истребителя 6-го поколения. Эксперты считают, что с помощью новейших суперсамолетов Штаты намерены раз и навсегда добиться военного превосходства над Китаем, а против России их применять не будут.
Самыми современными сейчас считаются самолеты-истребители 5-го поколения. Они имеются у трех стран: США (F-22), России (Т-50) и Китая (J-20), причем китайцы впервые подняли свой истребитель лишь в начале 2011 года.
Впрочем, и первый полет нашего Т-50 состоялся ненамного раньше - в январе 2010-го, а в серию он пойдет только в 2015 году. Основной же боевой авиапарк всех развитых стран мира составляют истребители 4-го поколения: в России это Су-27 и МиГ-29.
Пока американские военные озвучили лишь список самых общих требований к истребителю 6-го поколения: он должен быть беспилотным и летать уже не на сверхзвуковой скорости (1500-2500 км/ч), а на гиперзвуковой - не менее 6000 км/ч.
Но это минимальные требования. Как рассказал «Труду» заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев, входивший в состав команды испытателей советского многоразового космического корабля «Буран», для истребителя 6-го поколения реально достижима скорость 14 000 км/ч. По словам Толбоева, в 1980-е годы именно такое задание было поставлено перед нашими авиаконструкторами, создававшими перспективные образцы самолетов. «Но эта работа под конец существования СССР была свернута», - говорит Толбоев.
Достойного противника нет
По мнению экспертов, новый истребитель будет мало напоминать традиционный самолет. Так как он беспилотный - летчик просто не выдержит перегрузок при гиперзвуковых скоростях, - не предусматривается в истребителе и пилотская кабина. В зависимости от скорости полета будет изменяться и его геометрия, в целом же форма будет сглаженной, без выступов, а сам истребитель - невидимым для радаров.
Традиционные ракеты уступят свое место боевым лазерам. Резко сократится протяженность кабелей и проводов на борту самолета, вместо них появится волоконно-оптическая система, обладающая большой устойчивостью к помехам и кибератакам.
По данным Пентагона, новый самолет планируется принять на вооружение в 2025-2030 годах. При этом остается открытым самый главный вопрос: против кого собирается вести бои супер-истребитель?
«Проект абсурден, так как даже для американского истребителя 5-го поколения F-22 сейчас нет и не предвидится во сколько-нибудь обозримой перспективе достойного противника», - считает экс-глава Военно-экономического управления ГРУ Виталий Шлыков.
Сюрприз для Китая
По мнению замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, истребитель 6-го поколения нужен американским военным, чтобы продемонстрировать свое превосходство над Китаем, а России он действительно не угрожает.
«В области обычных вооружений КНР достигнет перевеса над США и Россией уже через 10 лет. Остановить его экспансию можно будет только с помощь убедительной демонстрации совершенно новых военных технологий», - говорит Храмчихин. При этом он согласен, что вести бои истребителю, скорее всего, не придется - создан он не для боя, а для того, чтобы отбить у противников само желание ввязываться в бой.
«Золотой» полет
При всех достоинствах у нового истребителя уже есть существенный минус - его предполагаемая стоимость. Цена F-22, считающегося самым дорогим американским самолетом, - 290 млн. долларов.
По мнению Храмчихина, самолет 6-го поколения будет стоить около 1,5 млрд. долларов, что сопоставимо со стоимостью авианосца. Огромную статью расходов составляет сама эксплуатация. Например, себестоимость одного летного часа F-22 - 20-45 тысяч долларов.
Магомед Толбоев уверен: дороговизна не остановит американцев. «Новейшие разработки в области военной авиации они научились с успехом применять в гражданских секторах», - говорит он. По его словам, и у нас так было когда-то.
Например, «Буран» дал авиакосмической отрасли СССР 650 уникальных технологий. Теперь инновационные успехи гораздо скромнее. Так, в 2010 году все российские госкорпорации зарегистрировали пять международных патентов на свои открытия.
| |