|
Легендарное путешествие Ломоносова из Архангельской губернии в Москву детально воссоздали в столичном музее декоративно-прикладного и народного искусства. Иконы, которые освещали весь путь Ломоносова, предметы быта и, конечно, знаменитый зипун великого ученого - все это можно увидеть на выставке, приуроченной к 300-летию Ломоносова.
Поморы, до сих пор не включенные даже в единый перечень народов России, вряд ли удостоились бы такой грандиозной выставки, если бы не 300-летие самого знаменитого из них - Михаила Ломоносова. Правда, многие уверены - есть и обратная зависимость. Ломоносов никогда не достиг бы таких высот, если бы не был помором.
«Именно в Архангельской губернии мог родиться Ломоносов. Это территория свободы и территория высокой культуры. Ломоносов был не из бедной семьи, а из зажиточной. И мы видим, какие красавицы, женщины, жившие в Поморье. Мы видим их наряды, их головные уборы, которые были украшены в тот период времени, 300 лет назад, жемчугом», - говорит директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Маргарита Баржанова.
Но ни женщины-красавицы, ни зажиточное хозяйство отца Ломоносова дома не удержали. Вместе с рыбным обозом он идет в Москву. Почему? Учиться - это официальная версия. Есть и другие.
«У него рано умерла мать, отец женился первый раз, потом еще раз. Его конфликт с мачехой, вероятно, стимулировал его уход из дома и путь в Москву», - считает историк, доцент РГГУ Борис Морозов.
«Над ним висел, как дамоклов меч, призыв на морскую службу», - выдвигает еще одну версию историк Валерий Аушев.
По той причине или по другой, он отправился в путь. Вот только когда? Здесь опять расхождения.
«Ушел из дома в октябре. Нет, не зимой», - говорит Валерий Аушев.
«Это, конечно, была зима. Путешествия такие легче было делать зимой, по зимним дорогам на санях», - не согласен Борис Морозов.
В экспозиции путешествие Ломоносова в Москву воссоздали в деталях.
«Те иконы, которые освещали весь путь Ломоносова в Москву и освещают до сих пор Поморье. Те предметы, которые окружали его. Это и предметы утвари, и предметы обихода. Ну и, конечно же, зипун. Без него наш Ломоносов не добрался бы в Москву», - говорит Маргарита Баржанова.
А был ли зипун? И если был, то именно так выглядел?
«Конечно же, это немножко не то. Он в более приглядном пришел в Москву виде», - считает Валерий Аушев.
По легенде, в Москву Ломоносов отправился налегке. Взял с собой только три книги.
«Это "Грамматика" Сморицкого, "Арифметика" Магницкого и "Рифмованная псалтирь" Полоцкого», - рассказывает Борис Морозов.
«Он пришел не с двумя книжками за пазухой, как рисовали в советские годы, а с нормальным сундуком. Такие сундуки холмогорские называли подголовниками», - утверждает Валерий Аушев.
Как на самом деле все было, сейчас точно уже никто не скажет. Впрочем - а так ли оно важно? Главное, что до Москвы Ломоносов все-таки дошел. А там перед ним такие двери распахнулись. Но это уже совсем другая история.
| |