|
В России возобновляется добыча драгметалла физическими лицами
Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями, имеющими российское гражданство.
Обычно такую добычу именуют «вольным приносом» золота. Для золотодобывающих регионов страны это важнейшее новшество: оно в ближайшем будущем даст работу тысячам людей, позволит легализовать «золотой» промысел граждан, за который сейчас предусмотрена уголовная ответственность, и пополнить местную казну.
С докладом по законопроекту «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации» (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями) на заседании Госдумы выступал председатель Магаданской областной Думы Александр Александров.
Законопроект поддержали 411 депутатов. «Теперь Правительство РФ должно определить Порядок реализации добытого индивидуальными предпринимателями золота», - отметил А. Александров.
Сейчас в России, в отличие от других стран, имеющих эту отрасль, добывать золото имеют право только юридические лица. Такая норма, как ни парадоксально, была введена уже в постсоветское время, на заре рыночной экономики: власти опасались злоупотреблений. Администрация и парламентарии Магаданской области несколько лет добивались внесения изменений в федеральный закон «О недрах» с тем, чтобы разрешить индивидуальным предпринимателям на законной основе вести добычу россыпного золота. «Закон должен дать возможность частным лицам заниматься добычей золота на отработанных участках и сдавать добытое золото. Это экономически целесообразно. Я, безусловно, поддерживаю инициативу магаданцев», - ранее четко обозначил свою позицию полпред президента РФ в ДВФО Виктор Ишаев. Но «лед тронулся» лишь в мае прошлого года, когда на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым губернатор Николай Дудов озвучил эту инициативу. В итоге был разработан законопроект о частной золотодобыче, предусматривающий добычу золота старателями - индивидуалами на отработанных участках, рассыпных месторождениях и мелких месторождениях с запасами до 10 килограммов. Законопроект предусматривает выдачу предпринимателям без конкурсов и аукционов упрощенных лицензий на пользование участками недр.
«Такая мера имеет большое социальное значение, поскольку предоставляет людям, проживающим в маленьких поселках с крайне ограниченным рынком труда, возможность самозанятости и достойного финансового обеспечения семей», - прокомментировал решение Госдумы Николай Дудов. Есть и экономическая выгода: по оценкам экспертов, индивидуальные предприниматели могут добыть около тонны золота в год при общем объеме добычи в области в 17 тонн в год. Всего же в России добывается 198 тонн золота в год.
При нынешних технологиях, по мнению экспертов, в отвалах остается не менее 15-20% золота из отработанных промышленных россыпей. А в результате переработки золотосодержащих песков и руд только в Магаданской области скопилось около 500 миллионов кубометров техногенных образований, в которых находится по разным оценкам от 500 до 700 тонн золота. Сейчас, когда при максимальных мировых ценах на золото объемы золотодобычи в России стали падать, самое время вспомнить о резервах. И это еще один веский аргумент в пользу вольного приноса золота.
Председатель Союза золотопромышленников России Валерий Брайко, 35 лет отработавший в золотодобывающей отрасли Колымы, считает, что новый закон даст возможность легализовать около 5 тонн добываемого в стране золота: «Но главное - серьезный социальный эффект. Это важно для отдаленных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, где в свое время существовали золотодобывающие предприятия, а потом были ликвидированы.
Новые предприятия туда не придут, поскольку ресурсы месторождений незначительны. А людей чем-то занять надо! Особенно это касается пенсионеров, которые, с одной стороны, не могут уехать, а, с другой, знают территорию и могут добыть небольшое количество золота собственным трудом. Запрет же "вольноприносительства" привел к криминализации отрасли. Золото в условиях рынка - такой же товар, как любой другой, и ограничение его добычи означает, по сути, "грабеж" бюджета».
Игорь Велетминский
| |