Госдума готовится ужесточить наказание за нарушения, провоцирующие появление «пробок», а также обязать автомобилистов самостоятельно оплачивать принудительную эвакуацию своих машин.
По мнению экспертов, предлагаемые меры вызовут лишь очередной всплеск коррупции.
В ближайшее время на рассмотрение Госдумы в первом чтении поступит законопроект, ужесточающий административную ответственность за правонарушения, провоцирующие заторы на дорогах. Ранее соответствующие поправки в КоАП РФ были внесены на рассмотрение в нижнюю палату парламента группой депутатов-единороссов во главе с Владимиром Плигиным.
В случае их принятия штрафы увеличатся. К примеру, за отказ уступить дорогу автомобилю с преимущественным правом проезда перекрестков, движение на красный сигнал светофора, а также нарушение правил езды в жилых зонах. В среднем санкции за эти нарушения составят 1000-1500 рублей вместо нынешних 500-700 рублей. Наиболее же строго парламентарии хотят штрафовать за выезд автомобилиста на перекресток в самый разгар «пробки» и создание тем самым помехи для проезда машин в поперечном направлении. Так, если сегодня подобная наглость обходится водителю всего в 100 рублей, то депутаты предлагают брать с них в 10 раз больше - 1000 рублей.
Кроме того, появятся новые составы правонарушений, среди которых отказ остановиться перед стоп-линией на светофоре, проезд или остановка на полосе для «маршруток» и другого общественного транспорта или на трамвайных путях, а также стоянка «далее первого ряда от края проезжей части». Согласно проекту, игнорирование этих правил рискует опустошить кошельки водителей в среднем на 800-1500 рублей.
В Госдуме также решили вновь попытаться переложить на плечи автомобилистов оплату принудительной эвакуации, а также первые сутки хранения автомобиля на штрафстоянке. Сейчас это «удовольствие» полностью бесплатно, однако, как ранее пояснил Владимир Плигин, на возвращении платной эвакуации настаивают регионы, жалующиеся на нехватку денег в собственных бюджетах. Вероятно, он подразумевал Москву.
Не видит ничего дурного в возвращении платной эвакуации и другой автор проекта, зампред думского комитета по госстроительству Александр Москалец. «Не хочешь платить за эвакуацию автомобиля - значит, не ставь его в неположенном месте. Какие проблемы?», - выразил свое недоумение в беседе с корреспондентом «Росбалта» депутат, которому положен по статусу служебный автомобиль. И на вопрос: «Куда же тогда ставить?», - Москалец ответил категорично: мол, «в Москве все равно всем места не хватит». «Значит, надо выезжать из дома в 4 утра и занимать место на парковке. Я же не рвусь в театр, когда все билеты уже распроданы», - аргументировал свою позицию Москалец.
Между тем, в большинстве случаев эвакуация автомобилей на штраф-стоянку носит незаконный характер, заметил в беседе с «Росбалтом» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Именно по этой причине законодатели в свое время и решили сделать ее бесплатной. Если же снова ввести плату, по сути, это будет означать взимание с автомобилистов дополнительного штрафа», - считает эксперт. К тому же вряд ли стоит рассчитывать, что введение «прайса» на вывоз неправильно припаркованных машин сможет решить проблему заторов в российских мегаполисах, продолжил Похмелкин. «Напротив, как только эвакуатор выходит на дорогу, "пробок" становится еще больше», - отметил он.
Что же касается ужесточения наказания для водителей, провоцирующих дорожные заторы, то, по мнению эксперта, «это самое легкое и неэффективное наказание». «Еще легче было бы лишать прав, сажать на 15 суток или вообще расстреливать», - сказал он, добавив, что предлагаемые изменения направлены по большому счету на борьбу не с причинами дорожных «пробок», а с их последствиями.
Впрочем, давать отпор «пробкам» депутаты предлагают не только рублем, но и при помощи расширения прав самих регионов по управлению дорожным движением. К примеру, законопроектом предлагается разрешить субъектам РФ вводить свои правила перекрытия и ограничения движения в «час пик» на магистралях и автострадах, а не действовать в соответствии с общероссийскими. Похмелкин убежден, что в данном случае речь может идти лишь о конкретных условиях, при которых региональные власти смогут при возникновении заторов отправлять водителей в объезд. Иначе подобная самостоятельность рискует больно ударить, в первую очередь, по акциям автомобилистов, о маршрутах которых власти заранее ставятся в известность, отметил эксперт.
Правда, именно эта норма обещает вызвать наиболее жаркие споры среди парламентариев. Хотя споры долгими не будут. Госдума редко медлит с принятием законопроектов, разработанных по поручению президента.
Мария Шувалова
Дорожная ситуация сейчас