|
Объемы экспорта российских истребителей стали снижаться. Это же происходит и с внешними поставками истребителей американских. Зато в мире растет спрос на китайские истребители. Впрочем, благодаря Индии, Россия может переломить сегодняшние тренды.
По прогнозу Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), экспорт новых истребителей компании «Сухой» с 2010 по 2014 год составит 22,3% от мирового, или 206 самолетов (корпорация «МиГ» экспортирует 73 единицы). 211 (22,9%) истребителей поставит зарубежным покупателям американская корпорация «Локхид Мартин». На третье место вышла китайская компания «Ченду» - 156 машин (16,9%). В целом же данный рынок эксперты ЦАМТО, исходя из уже заключенных или близких к заключению контрактов, оценили в 923 машин.
При этом военная авиация является главным экспортным продуктом российского ОПК. Например, в наступившем году Россия продаст за рубеж оружие и военную технику на сумму более $10 млрд, из которых на авиационную технику придется $3,384 млрд (истребители - $3,014 млрд, учебно-боевые - $230 млн, самолеты военно-транспортной авиации - $100 млн, самолеты базовой патрульной авиации - $40 млн).
Однако прогнозируемая доля мирового экспорта «Сухого» в 22,3% демонстрирует снижение по сравнению с прежними показателями. По подсчетам ЦАМТО, доля истребителей марки «Су» на мировом рынке новых многофункциональных истребителей в 2000-2004 годах составляла 35,2% (240 истребителей) и 29,5% (197 машин) в 2005-2009 годах.
Сужается экспорт и у американцев. Так, объем поставок «Локхид Мартин» в 2000-2004 годах составил 300 истребителей (44%), в 2005-2009 годах - 283 машин (42,4%).
Зато у «Ченду» продажи растут - в 2000-2009 компания продала «на сторону» всего 90 машин, а сейчас Китай явно начинает теснить на внешних рынках военной авиации и Россию, и США.
Правда, китайский авиапром ведет не совсем честную игру. Несколько лет тому Китай начал выпуск истребителей J11B, являющихся копией российских Су-27СК. Теперь с проблемой нарушения прав по интеллектуальной собственности столкнулись американцы: в этом году в Китае начались летные испытания истребителя пятого поколения «Цзянь-20», и американские эксперты обратили внимание на странное сходство используемых в китайском «орле» технологий невидимости и технологий, применявшихся при создании американского самолета-невидимки F-117.
Между тем, в США уже заговорили о самолете шестого поколения. Спецы ВВС и ВМС США приступили к разработке техзадания по проекту. Новый истребитель планируется принять на вооружение в 2025-2030 году.
Таким образом, сейчас наблюдается не столько гонка вооружений, сколько гонка на внешнем рынке вооружений, в которой Китай пытается вырваться вперед. Но Россия пока имеет приличные шансы восстановить свои позиции - благодаря Индии.
Напомним, в настоящее время Индия совместно с Россией реализует проект создания двухместного истребителя пятого поколения на базе Т-50 (ПАК ФА). Контракт на разработку эскизно-технического проекта был заключен 21 декабря 2010 года, первый полет самолет совершит в 2015 году. ВВС Индии намерены купить 250 FGFA на $25 млрд.
Причем член Общественного совета Минобороны Руслан Пухов объяснил решение президента Дмитрия Медведева сменить главу Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексея Федорова на Михаила Погосяна именно стремлением угодить индийским партнерам в этом проекте. На этом фоне Индия отказалась присоединиться к похожей программе создания американского истребителя F-35.
Параллельно в ближайшее время должна решиться судьба тендера на поставку Индии 126 многоцелевых истребителей, стоимостью в $10 млрд. Индия объявила тендер на поставку истребителей в августе 2007 года. Участвуя в нем, Россия продвигает многоцелевой истребитель с элементами 5-го поколения МиГ-35. Ее конкурентами в борьбе за контракт выступает французская авиастроительная компания «Дассо авиасьон» с истребителем «Рафаль», американские «Локхид Мартин» с F-16 «Фалкон» и «Боинг», выставившая F-18 «Супер Хорнет». Шведская СААБ предлагает свою последнюю разработку «Гриппен», а европейский консорциум ЕАДС, объединяющий авиастроительные фирмы Великобритании, Германии, Испании и Италии, - «Тайфун».
Эксперты оценивают шансы российской стороны как весьма приличные. Кстати, «МиГ» за «нулевые» годы в сумме экспортировал 42 машины, 126 - для компании серьезный прорыв.
Таким образом, до 30-х годов нынешнего века продукция российского военного авиапрома вполне способна успешно продаваться на экспорт. Что будет дальше, предугадать сложно - грядущая эра беспилотников обещает кардинально изменить стратегию и тактику военного противостояния в воздухе.
Игорь Чубаха
| |