|
Назначенный новым премьер-министром Иордании Мааруф аль-Бахит пообещал вступить в диалог с оппозиционным Фронтом исламского действия прежде, чем он сформирует правительство.
Король Абдалла II поручил бывшему силовику «предпринять быстрые шаги по налаживанию процесса реальных политических реформ в стране». При этом он посоветовал ему руководствоваться «реформаторским мышлением и стремиться к гармоничной модернизации во всех областях», сообщает ИТАР-ТАСС.
64-летний Бахит известен как жесткий политик и противник исламского фундаментализма. Естественно, что иорданская «улица», настроения на которой в значительной степени определяют исламисты, отреагировала отрицательно на возвращение бывшего шефа Службы национальной безопасности (СНБ) на пост премьера. Бахит уже возглавлял правительство в 2005-2007 годах. Кадровый офицер, занимавший руководящие посты в армейских структурах, проявил себя как искусный дипломат, сыграв важную роль в подготовке мирного договора с Израилем в 1994 году. Он стал начальником СНБ после терактов в ноябре 2005 года в трех гостиницах в Аммане. Тогда генералу было поручено разработать «всеобъемлющую стратегию противодействия идеологии религиозной нетерпимости». Бахит объявил экстремистам «беспощадную борьбу», подкрепив действия силовиков антитеррористическим законодательством.
Как считает бывший шеф королевской канцелярии Аднан Абу Ауда, появление Бахита вновь в кресле премьера вполне оправдано. По его словам, следует со всей серьезностью отнестись к угрозе дестабилизации обстановки в Иордании в результате «акций гнева», которые в прошлую пятницу прошли не только в столице, но и охватили другие города - Ирбид, Акабу, Зарку, Мафрак, Карнак и Аджалюн.
У оппозиции, бойкотировавшей в ноябре 2010 года парламентские выборы, иное мнение. Лидер Фронта исламского действия (ФИД) Хамза Мансур, который ультимативно потребовал в понедельник от короля ухода непопулярного кабинета технократов, прямо заявил, что «с таким премьером поезд реформ в Иордании еще долго не сдвинется с места». Вождь исламистов дал понять, что назначение Бахита «не отменяет требований манифестантов». Шествия и демонстрации будут продолжаться.
Известный правозащитник Заки Бану Ршейд указал, что Бахит - это не тот человек, который подходит для переломного этапа и вывода страны из кризиса. Он напомнил, что «тесно связанный с коррумпированным сословием» Бахит провел в 2007 году «худшие в истории королевства выборы». «Нам нужен премьер, который услышит голос народа, а не очередной нувориш, построивший казино на берегу Мертвого моря», - заявил он.
Воодушевленные событиями в Тунисе и Египте участники «акций гнева» в Иордании протестуют против безудержного роста цен, налогового бремени, безработицы и политического деспотизма. Созданный оппозицией Национальный комитет в поддержку реформ требует «роспуска парламента, проведения всеобщих выборов и создания кабинета национального спасения».
Тем не менее лидер ФИД не склонен проводить параллель с событиями в Тунисе и Египте. Как подчеркнул Мансур, исламисты считают законным нахождение у власти Хашимитской династии, однако они будут добиваться «подотчетного депутатам правительства и восстановления гражданских свобод».
Как пишет газета «Ас-Сафир», королевство переживает сейчас острейший кризис, дефицит бюджета достиг рекордной отметки - 2 миллиарда долларов, а внешний долг вырос до 11 миллиардов (60% ВВП). Число безработных, по официальным данным, составляет 14% трудоспособного населения, однако, по независимым источникам, достигло 30%. За чертой бедности находится четверть жителей.
Местные аналитики полагают, что правящий класс в Иордании напуган размахом манифестаций. К социально-экономическим проблемам добавляется неравенство и дискриминация. Не случайно духовный наставник местных «братьев-мусульман» шейх Хаммам Саид призывает «положить конец всевластию племенной верхушки и аристократических семей».
ФИД опирается главным образом на беднейшие слои палестинского населения (свыше 60% подданных). На его политическую платформу все более сильное влияние оказывает запрещенное в стране радикальное движение ХАМАС. В такой ситуации выдвижение на политическую арену фигуры, готовой поставить под запрет деятельность фундаменталистов и отобрать лицензию у ФИД, взяв на себя ответственность за все последствия, выглядит как панацея. Шаг короля свидетельствует о том, что он не собирается идти на уступки и диалог с исламистами - лишь дань времени.
| |