|
Египетский кризис скажется не только на политической, но и на экономической ситуации в ближневосточном регионе и даже за его пределами. Сообщается, что происходящее в Египте отражается даже на ценах на топливо в Австралии.
Вопрос о том, можно ли было предотвратить гражданскую войну, сейчас уходит на второй план. Актуальность приобретает другое: может ли международное сообщество как-то повлиять на развитие событий? Свои прогнозы относительно этого дали эксперты по арабскому миру.
Кризис в Египте назревал давно - в этом мнения экспертов сходятся. Проблемы в экономической и социальной сфере сопутствовали политическим ограничениям: оппозиция была фактически изолирована от управления государством, а лидер страны Хосни Мубарак оставался у власти 30 лет. При этом законность последних выборов - 2005го года - противниками президента ставилась под сомнение.
Писатель, египтолог Абу Бакр Юсиф уверен: «Имеются причины политического, экономического, социального характера. Мубарак у власти 30 лет, и все это время Египер управлялся законом о так называемых чрезвычайных ситуациях. Была очень сильная коррупция вокруг президента и его клана, его родственников. Люди не могли терпеть больше».
Во что выльется египетский кризис, сказать пока сложно. Но уже ясно, что его влияние распространится далеко за пределы Египта, как это было полвека назад, после Июльской революции. «Когда была революция 1952 года в Египте, и Насер стал во главе власти, то поднялся очень серьезно дух. Это было время освобождения от оккупации. И это сразу возникло в Ираке, Сирии, Иордании, в Алжире, Тунисе, Судане. Это по всему арабскому миру пошло», - напомнил член Совета Клуба арабской прессы в России Мазен Аббас.
Экономические последствия нестабильности в Египте уже налицо. Цены на нефть растут, под охрану военных взят Суэцкий канал, как и нефтепровод «Сумед», который работает сейчас вполсилы. Впрочем, смена власти может создать еще более непредсказуемую ситуацию на рынках. Старший научный сотрудник Фона «Наследие» (США) Ариэль Коэн считает: «В Египте есть две основные политические силы, кроме оппозиции - армия и правящая партия. Если этот режим рухнет, то там будет хаос. И тогда, как говорят по-английски, all bets are off - "все ставки сметены". Мы не знаем, что может произойти в странах залива и в саудовской Аравии, а это большая нефть.
Вопрос, который сейчас волнует многих: если власти Египта пока не могут найти компромисс с оппозицией, есть ли возможность у Запада повлиять на развитие событий? Эксперт Совета по внешней политики Германии Александр Рар прогнозирует: "Я думаю, Запад не будет вмешиваться, потому что он не захочет оказаться на неправильной стороне. Если придут к власти исламистские силы, „Братья-мусульмане", то они будут ставить себя против Израиля как союзника Запада, а это громадный риск, это все понимают. Поэтому все действуют очень осторожно. Здесь поставлена на карту судьба не только Египта, а, может быть, и всего арабского мира. Ситуация взрывоопасная".
Впрочем, есть мнение, что Египет еще способен показать Западу, что демократия по-арабски вполне жизнеспособна. "Если на смену придут силы, которые условно можно назвать светскими и демократическими, эта прогрессивная молодежь, и если окажется, что идеи демократии, о которых еще Буш говорил, если победит такого рода тенденция, то тогда будут посрамлены все те критики, которые говорят, что там может быть либо диктатура, либо исламское государство", - считает Главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский.
А пока египетские власти замерли в ожидании новой акции протеста - так называемой "пятницы ухода". В этот день людей на улицах Каира, требующих отставки президента, лишь прибудет.
| |