|
Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, расширяющий доступ органов внутренних дел к сведениям о любых финансовых операциях клиентов банков. Как раскрытие банковской тайны отразиться на всех нас? Об этом в эфире «Утра России» рассказал финансовый эксперт Иван Андриевский.
В первую очередь, эксперт подчеркнул, что под действие нового закона попадут все, у кого есть счета в банках - независимо от суммы. Что может стать предметом интереса правоохранительных органов к вашей банковской тайне? «Например, у вас есть квартира, которую вы сдаете. Вы получаете деньги наличными, налоги не платите, деньги несете в банк и кладете на депозит. У вас пополняется счет. Это может заинтересовать МВД», - объяснил эксперт.
По его словам, сведения о финансовых операциях своих клиентов банк обязан предоставить по запросу соответствующих органов в трехдневный срок, банк не имеет права отказать. «Например, Федеральная таможенная служба раньше могла получить такую информацию только через суд, а сейчас она может получить ее по запросу», - отметил Андриевский.
Эксперт добавил, что ряд вопросов новый закон и не учитывает. В частности, там не прописано, должен ли банк уведомлять своего клиента, что информация о его финансовых операциях предоставляется соответствующим органам. Не указывается также, кто из лиц, находящихся на службе, например, в МВД может сделать запрос. Каким образом эта информация будет храниться в том же МВД, сколько времени она будет храниться и подлежит ли она уничтожению через 3 или 5 лет, кто в органах внутренних дел имеет право изучать эти сведения - обо всем этом в законе также не говорится.
Кроме того, по мнению эксперта, такой законопроект вполне может спровоцировать отток денежных средств из страны. «Банковские системы Европы и Северной Америки развивались несколько сотен лет, они сформировали колоссальные капиталы, привлекли к себе клиентов, научили хранить в банках не только вклады, но целые состояния. Возможно, им и пришло время иначе взглянуть на банковскую тайну, предоставить больше возможностей своим органам внутренних дел, - отметил Андриевский. - Но это у них произошло спустя 200-300 лет, нашей банковской системе всего 20 лет».
| |