|
Молодым людям приходится самим заботиться о качестве своего образования
На прошлой неделе студенты Московского государственного университета печати добились отставки ректора. В нашей стране увеличивается количество студентов, готовых бороться за свои права и требовать замены преподавателя в случае его некомпетентности.
В вузах существует определенный свод правил, согласно которому студенты в случае конфликта с преподавателем могут требовать его замены, перевода в другую группу или сдачи экзамена специально созданной комиссии.
Но эти правила редко применяются на практике. Например, в МПГУ нам сообщили, что у них нет конфликтов студентов с преподавателями, но среди опрошенных нами студентов этого вуза были недовольные предвзятым отношением. Проблема не только в руководстве, но и в молодых людях, опасающихся громких скандалов или мести со стороны оскорбленных работников вуза.
«Мне часто не везет с преподавателями, - рассказывает учащаяся одного из московских вузов, пожелавшая остаться анонимной. - Как-то был случай, когда преподаватель меня прокляла за то, что я случайно сдала ей два одинаковых задания. А я просто перепутала. На мои попытки объяснить ситуацию я услышала только оскорбления. В итоге она не допустила меня к экзамену». Девушка обратилась в деканат. Там ей не без труда удалось найти другого преподавателя, согласного принять у нее дисциплину. «Но это спасло лишь на время. Преподаватель не без наслаждения сообщила мне, что мы еще встретимся - на "госах", где она будет одним из членов комиссии».
Решить по-тихому
Причины конфликтов разные, но чаще всего обусловлены личной неприязнью. Большинство из них можно не доводить до руководства вуза - часто достаточно просто поговорить с преподавателем, выяснив причину неприязни. «На первом курсе меня невзлюбила одна из преподавателей, это замечали все. Когда пришло время сессии, я серьезно испугалась, - рассказывает студентка РГГУ Рита. - Как-то после пар я подошла и прямо спросила: что не так? Оказалось, она слышала, как в коридоре я нелестно отзывалась о ее предмете». Девушка извинилась, объяснив, что нелюбовь к предмету не распространяется на преподавателя, - после беседы конфликт был исчерпан.
Образование как коммерческая услуга
Бывает и так, что зачинщиками конфликта становятся сами студенты, предъявляя к образованию слишком высокие требования. Чаще такая ситуация складывается в коммерческих вузах. Те, кто платит за свою учебу, рассматривают ее как предоставляемую услугу. «Мы платим больше 100 тысяч за год. Конечно, за такие деньги не хочется видеть преподавателя, который читает лекции по учебнику, это можно и бесплатно дома самому делать», - говорит студент МИЭП Сергей.
«Часто дети из обеспеченных семей предвзято относятся к педагогам, ставят их на низшую социальную ступень, - рассказывает преподаватель английского языка Лариса. - Любая критика воспринимается ими в штыки». Уровень профессионализма преподавателя поможет определить специальная комиссия, которая будет созвана в случае, если студент обратится в деканат с жалобой.
Работать не больше 20 часов в неделю
Многие студенты не обращаются за помощью в деканат в случае конфликта потому, что понимают: их уровень знаний действительно оставляет желать лучшего. Студенты часто совмещают учебу в вузе с работой. В таких случаях в первую очередь страдает посещаемость, что, естественно, сказывается на отношении к ним преподавателей.
«Фактически 80% студентов начинают работать на полную занятость курса с третьего. Это не позволяет им посещать все пары. Отсюда проблемы с успеваемостью, - говорит заместитель директора рейтингового агентства в сфере образования "Рейтор" Алексей Чаплыгин. - Естественно, потом возникает желание заплатить за экзамен. Если студенты будут работать не больше 20 часов в неделю, такой ситуации просто не возникнет. Но для того. чтобы ее искоренить, понадобится много времени».
Вместо плохого образования - подработка
Работают студенты не только ради денег - все чаще молодые люди выражают недовольство оторванностью предоставляемых им знаний от практики. И тут уже претензии стоит предъявлять не к преподавателю, а к руководству вуза с предложением пересмотра учебной программы.
Подобную инициативу поддерживают крупные работодатели. «Наблюдается разрыв между уровнем подготовки выпускников вузов и требованиями бизнеса. Поэтому основная цель компаний при взаимодействии с вузами - обеспечение системной работы по качественному изменению учебного процесса с целью повышения качества подготовки студентов», - говорят представители компании ТНК-ВР. Совместно с работодателями разрабатывают свои программы такие вузы, как МГУ, Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП МГИМО), РГУ нефти и газа им. Губкина, Высшая школа экономики, Томский политехнический университет и другие.
С вузом на мировую
Избежать конфликтов, возникающих из-за совмещения работы с институтом, можно. Для этого придется не только студентам тратить больше времени и не забрасывать учебу, но и вузам пойти навстречу работающим студентам.
Многие учебные заведения уже сегодня задумываются о том, как компенсировать учащимся недостаток практики без отрыва от основной программы. Создаются рабочие места на кафедрах, проводятся стажировки.
«В МИЭТ создан отдел практики и трудоустройства студентов. Кроме практики, проводимой непосредственно на предприятиях, у студентов есть возможность проходить практику на базовых кафедрах, образованных МИЭТ совместно с ведущими предприятиями, в центрах формирования компетенций, в Технологическом центре МИЭТ», - рассказывает директор колледжа электроники и информатики МИЭТ Матына Лариса Ивановна.
Многие учебные заведения вводят практику свободного посещения. Необходимые условия: отсутствие академических задолженностей и совмещение учебы с работой по специальности. В таких случаях посещение лекций становится необязательным, студент может сам составлять свое учебное расписание. Такая практика сегодня действует в ПВГУС, ИМПЭ и многих других вузах. О действии свободного посещения можно узнать в деканате своего вуза, но подготовиться нужно заранее, подтянув «хвосты» и собрав все справки.
| |