|
Федеральная антимонопольная служба посчитала, что Минсельхоз своими приказами № 453 и 462, регламентирующими проведение проверок в рыбной отрасли, нарушает законодательство.
ФАС выявила, что установленные этими документами требования неправомерны, они приводят к установлению дополнительных административных барьеров на рыбном рынке. В том числе, Минсельхоз ввел ограничения на деятельность, которая связана с оборотом рыбы и морепродуктов, создав условия для многократных проверок хозяйствующих субъектов, поясняют в антимонопольном ведомстве.
По мнению ФАС, проведение неоднократных проверок хозяйствующих субъектов нецелесообразно, поскольку хозяйствующие субъекты вынуждены подготавливать и предоставлять в территориальные управления Россельхознадзора документы, большая часть которых - копии официальных документов, выдаваемых другими органами. В частности, к таким документам относятся санитарно-эпидемиологические заключения, акты осмотра судов, документы, подтверждающие легальность уловов, произведенной продукции, и другие.
Теперь приказы должны быть скорректированы в соответствии с законом, либо вовсе отменены. Впрочем, возможен также вариант обжалования Минсельхозом претензий ФАС в суде, сообщил Вестям.Ru начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян.
Как он рассказал, эти приказы вступили с 2009 года. В связи с чем, в ФАС неоднократно поступали жалобы от различных предприятий отрасли. В ходе проведенной ФАС проверки, в частности, было установлено, что приказом № 453 «Об утверждении ветеринарных правил ввоза (вывоза) на территорию РФ, переработки, хранения, перевозки, реализации продуктов промысла животных и продуктов их первичной обработки, не подвергшихся промышленной или тепловой обработке» оговаривалось обязательное включение хозяйствующих субъектов в соответствующий перечень.
«То есть, если вы не фигурируете в перечне, то не сможете работать. А чтобы вас в него включили, необходимо пройти череду проверок. Причем зачастую они дублируются и носят исключительно "бумажный", а не инструментальный характер», - пояснил Петросян. И в результате, по его словам, неоднократным проверкам Россельхознадзора и его территориальных органов подвергались не только собственники холодильных мощностей, скажем, но и предприятия, арендующие у них те же самые морозильные камеры для хранения рыбы. При этом и те, и другие были вынуждены представлять практически одни и те же справки.
Доминирование подобных «бумажных» форм контроля, кстати, тоже рождает вопросы. «Если от вас, к примеру, потребуют справку не зеленого, а синего цвета, вы, конечно, ее раздобудете. Но, вряд ли, это будет иметь отношение к качеству вашей продукции, которое определяется инструментальными лабораторными методами», - уточнил начальник управления ФАС.
Особую тревогу у ФАС вызывают существующие нормы отбора проб для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и икры, говорится в пресс-релизе ведомства. «Так, например, по существующим приказам, не менее 5% от партии рыбы или икры изымается для проведения исследований. Не совсем понятно зачем изымать 50 кг, скажем икры, из каждой тонны, ведь в итоге - за все придется платить конечному потребителю», - заявил Андрей Цариковский, заместитель руководителя службы.
Кроме того, приказ Минсельхоза № 462 предоставляет возможность сотрудникам Россельхознадзора применять субъективные методы оценки качества и безопасности рыбной продукции или икры. Например, в части оценки безопасности рыбной продукции применяются следующие критерии - для безопасной рыбы - «глаза слегка запавшие», для рыбы сомнительной безопасности - «глаза впалые», для рыбы небезопасной - «глаза ввалившиеся».
«Разумеется, контроль над качеством продукции необходим. Но он должен исключать множественные неэффективные проверки, которые препятствуют нормальной деятельности предприятий и развитию конкурентной среды», - подытожил Петросян.
Как напомнил Вестям.Ru председатель координационного совета работников рыбного хозяйства России Вячеслав Зиданов, на апрельском совещании в Мурманске рыбаки пожаловались председателю правительства РФ Владимиру Путину на излишне частые, дублирующие друг друга проверки контрольных ведомств и, в первую очередь, ветеринарных служб. И тогда Путин высказался за оптимизацию системы контроля.
«Так вот если ее оптимизировать, то следует признать, что, в данном случае, Россельхознадзор вообще является лишним звеном, которое следовало бы исключить. В самом деле, качество рыбопродукции на производстве проверяет Росрыболовство, а ее качество в торговой системе - Роспотребнадзор. Зачем здесь еще Россельхонадзор? Чтобы вынуждать, пришедших с промысла, рыбаков доставать из забитого трюма, в котором содержится до четырех сотен видов свежей рыбы - по сколько-то килограммов от каждого?», - констатировал Зиданов. Хотя и отметил, справедливости ради, что в последнее время представители Россельхознадзора ограничиваются забором проб по 2-3 килограмма.
О том, что Россельхознадзор следует исключить из числа структур, контролирующих рыбную отрасль, говорят не только рыбаки и представители Росрыболовства - сходные суждения уже высказывали председатель правительства РФ Владимир Путин и первый вице-премьер Виктор Зубков , заявил Вестям.Ru руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
«Да это даже для студентов-первокурсников очевидно, что ветеринарный контроль должен заниматься животными, а не рыбой! А что касается приказов №453 и 462 Минсельхоза, то наше ведомство изначально и категорически выступило против этих документов и инициировало их проверку», - подчеркнул Савельев.
В пресс-службе Министерства сельского хозяйства РФ Вестям.Ru ответили, что пока здесь не получили в письменном виде соответствующий вердикт ФАС. «После его изучения, затем будет принято необходимое решение. Вероятно, о нем будет объявлено уже в середине августа», - уведомил представитель Минсельхоза.
| |