|
Китайская госкомпания China Aviation Industry Corp. (AVIC), поднявшая недавно в небо демонстратор stealth-самолета 5 поколения, объединила усилия с небольшой калифорнийской компанией, чтобы иметь возможность участвовать в гостендерах США на поставку военной техники - например, вертолета для президента, сообщили The Wall Street Journal источники, задействованные в сделке.
Любая попытка китайских компаний участвовать в контрактах на поставку военного оборудования неизбежно встретит сильное сопротивление. Шансы на успех очень малы, учитывая растущие в США опасения в отношении военной мощи Китая и его стратегических целей, а также яростное сопротивление китайским компаниям в стратегических секторах американской экономики, в том числе энергетике и телекоммуникациях. Но сам факт того, что китайская госкомпания всерьез заходит на подобные тендеры, говорит о темпах развития и растущих амбициях китайской авиакосмической индустрии. Переговоры AVIC и калифорнийской Aerospace Inc. о том, чтобы вместе доработать крупнейший из производимых в Китае вертолетов AC-313 в качестве президентского вертолета, ведутся уже более года. Свой первый полет этот 27-местный вертолет, оснащенный тремя турбинами Pratt&Whitney, совершил в прошлом году. Китай, очевидно, рассчитывает на продолжающееся отставание США в сегменте тяжелых вертолетов: сейчас в президентском авиапарке 11 VH-3D, выпускающихся с 1976 г. и 8 относительно небольших VH-60N фирмы Sikorsky, выпускающихся с 1989 г. Программа разработки тяжелого вертолета V-XX для ВМС вышла за финансовые рамки и была закрыта самим Обамой, который приказал найти более дешевую альтернативу. Усугубляет положение то, что Пентагон обязан обновлять технику и снаряжение в условиях сокращения оборонных расходов на $78 млрд в предстоящие 5 лет. Поэтому в США всерьез присматриваются к китайскому предложению. Юрист US Aerospace, участвующий в переговорах, заявил, что для США покупка китайской авиации, «хотя и может показаться смехотворной» вполне имеет практический и экономический смысл. Кроме вертолетов, обе компании обсуждали возможность участия в тендере на учебно-тренировочный самолет. Китайский L-15 мог бы заменить используемый сегодня в ВВС США Northrop T-38, поступивший на службу около 50 лет назад. Именно этот контракт может стать одним из самых прибыльных за десятилетие: ВВС США намерены купить около 400 подобных самолетов, заказы от других стран могут достигнуть 600 штук. AVIC уже много лет поставляет технику военным силам Китая. А в прошлом году компания представила миру макет пассажирского самолета C-919, который может стать конкурентом Boeing 737 и Airbus A320. Кроме того, AVIC разрабатывает истребитель-невидимку J-20, который совершил свой первый полет в прошлом месяце во время визита министра обороны США Роберта Гейтса в страну.
| |