|
В московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в эти дни большая премьера - новый балет «Русалочка» в постановке всемирно известного хореографа Джона Ноймайера. Музыку к постановке написала молодая композитор русского происхождения Лера Ауэрбах. Одной из первых балет посмотрела обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова
На фасаде музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко красуется огромный плакат. Подводная съемка, мужчина и женщина словно танцуют под водой. Можно принять за рекламу, к примеру, шикарных духов. Но это - афиша нового спектакля театра - балета «Русалочка» в постановке всемирно известного хореографа Джона Ноймайера.
Его уже давно причислили к почитаемым классикам. В России Ноймайер поставил по одному спектаклю для Мариинки, Большого и музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. И именно на сцену театра Станиславского он решил перенести свою «Русалочку», которая была создана в год 200-летия со дня рождения Ганса Христиана Андерсена для Датского Королевского балета. Работа с русскими танцовщиками была, безусловно, интересной и, конечно, скрупулезной, рассказывает хореограф.
«Диалог - очень важное и верное для меня слово. Я придаю огромное значение общению во время репетиции. Роль создается нами совместно. Нет ничего ужасней, когда в театре используют прямое подражание, копирование. Знаете, это как приготовить блюдо из замороженных продуктов - вроде как все тоже самое, но совсем не вкусно», - говорит Ноймайер.
Декорации и костюмы для этой постановки Ноймайер также придумывал сам. Рыбий хвост «Русалочки» он воплотил на сцене с помощью струящейся ткани, скрывающей стопы. А в момент превращения с балерины сдирают этот рыбий костюм, как кожу. Каждый шаг Русалочке давался с болью, и на сцене она сразу же падает в инвалидное кресло. Балетная «Русалочка» - это по-прежнему хрестоматийная сказка Андерсена, не претерпевшая никаких сюжетных изменений. Но для Ноймайера эта история обретает вполне человеческие черты - взаимоотношений между людьми. Это сказка, написанная не по канонам сказки, добавляет хореограф.
«Я сам с годами, с приобретением опыта прихожу к выводу, что самое главное - это то, как строятся взаимоотношения автора с его героями. В этом разгадка всех тайн. На самом деле большие художники, такие как Андерсен, не буквально высказывают свои чувства, а кодируют свои мысли в поворотах сюжета, в образах. Я много думал об этом и пришел к выводу, что Русалочка - это и есть сам Андерсен, сокровенная суть его души», - рассказывает Ноймайер.
Еще одним открытием для российской публики станет Лера Ауэрбах - автор музыки к этому балету, композитор и пианистка из Челябинска, которая училась и работает теперь в Америке. Музыка Ауэрбах - что называется, типичная современная партитура, которая может и озадачить публику. Но композитор пользуется в том числе простым приемом - цитирование массовых мелодий. Звучащая в спектакле песенка «Цыпленок жаренный» по мысли автора символизирует пошлость этого мира, с которым Русалочка не может смириться. Ноймайер работал со многими известными композиторами ХХ столетия - для него писали, например, Шнитке и Легран. И вот теперь - молодая композитор, которая уже взялась за следующую партитуру для новой постановки мэтра.
Спектакль такого уровня - безусловно, большая премьера для московского балетного мира. Спектакль, которому могут позавидовать и Большой, и Мариинский. «Русалочка» Ноймайера войдет теперь в репертуар музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и в ближайшее время будет идти раз в месяц.
| |