|
СНВ-3 - договор не только взаимного доверия, но и взаимного уважения. Он не повлияет на планы России по созданию новых ракет «Булава» и «Ярс». И действовать будет только при условии, что США не будут игнорировать российскую позицию по ПРО. Об этом шла речь на Конференции по международной безопасности в Мюнхене, где и состоялся обмен ратификационными грамотами.
Не нужно обладать зоркостью опытного политика, чтобы разглядеть: после нынешней Мюнхенской конференции в мире станет безопаснее. Два года назад госсекретарь Клинтон подарила министру Лаврову символическую кнопку перезагрузки. Теперь ее можно считать нажатой.
Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений вступил в силу. Он выдержал атаки противников, не потерял смысла от редактирования.
«Два года назад мы смеялись над переводом символической кнопки "перезагрузка", которую я вручила господину министру в Женеве, - говорит Клинтон. - Но когда дело дошло до самого важного момента, наши страны и наши президенты подкрепили слова делами для достижения ключевого этапа в нашем стратегическом партнерстве».
Однако сокращение наступательных потенциалов - это половина дела. Россия добивается от Запада более внятной позиции относительно оборонительных программ и возможности собственного участия в них.
Соединенные Штаты намерены учитывать интересы России при строительстве противоракетной обороны, уверяла госсекретарь Клинтон. Но вот сенатор-республиканец МакКейн - представитель могущественного класса законодателей, способных заблокировать любое намерение вашингтонской администрации - отвечая на вопрос по ПРО, сделал ошибку, над которой то ли посмеяться, то ли задуматься.
«Всем известно, что мы продолжаем работать над нашей противоракетной обороной из-за опасности, которую представляет собой Иран, а не Советский Союз», - сказал МакКейн, а затем поправился: «бывший Советский Союз».
Иран - известная версия, но что предлагают России западные партнеры: есть несуществующая ЕвроПРО, куда нас пригласили, а еще есть вполне реальное ПРО - НАТО.
«К сожалению пока получается так, что НАТО в своих внутренних проработках системы ПРО собирается идти на шаг впереди того, что мы будем делать вместе в рамках совета Россия-НАТО. Реализация третьей и четвертой стадий американского адаптивного подхода означает выход на стратегический уровень, затрагивающий эффективность российских сил ядерного сдерживания. Если равноправной работы не получится, придется компенсировать возникающий дисбаланс. Такой сценарий вернул бы нас в прошлое», - говорит Сергей Лавров.
Прошлое Мюнхенской конференции - это НАТОвский междусобойчик. И не желая отрываться от северо-атлантических корней, ее организаторы в то же время пытаются выйти за блоковые рамки, и то, что случилось в Мюнхене, в этом смысле - большой подарок.
Несколько многозначительных «если» в позитивное, даже несмотря на Египет, настроение дня. Но для безопасности «перезагрузки» важно помнить, что при наличии конфликтующих программ система может зависнуть.
| |