|
«Санктум 3D» - фильм, который позиционируется как новая работа Джеймса Кэмерона. Само собой разумеется, хоть со времени премьеры «Аватара» прошло больше года, Кэмерон остается самой влиятельной и, кстати, самой богатой персоной Голливуда, и его имя - пропуск в мир успеха.
И наилучший лейбл для любой спекуляции. В случае «Санктума», впрочем, все по-честному. Кэмерон - исполнительный продюсер этой остросюжетной картины, и причин тут две. Во-первых, сам создатель «Титаника» - увлеченный дайвер, бороздящий бездонные просторы океанов, а день рождения встречающий на дне озера Байкал, и уже заявивший, что следующая серия «Аватара» будет сниматься под водой. То есть, тема ему близка. Во-вторых, продюсеры «Санктума» по-честному купили у Кэмерона его супероборудование для съемок в 3D, и технологическая преемственность ощущается. Ну, а режиссер этой картины - мало кому известный Алистер Грирсон.
Несмотря на заголовок, обещающий нечто мистически-эзотерическое, «Санктум» - вполне реалистическое повествование и по форме, и по сути. В центре его - группа спелеологов, исследующих глубочайшую пещеру в мире где-то в тропических лесах. Дно пещеры уходит в систему подземных тоннелей, залитых водой и сообщающихся с океаном. Застигнутые непогодой, жутким штормом, а потом и наводнением, герои погружаются на дно, чтобы попытаться отыскать альтернативный выход на поверхность. Это клаустрофобический триллер, но, в отличие от хоррора «Спуск» и прочих спелеологических кошмаров, создатели «Санктум» преисполнены этнографического восхищения тайнами природы, которые интересуют их подчас больше, чем судьбы людей. Да и какие люди выйдут живыми из неравного боя с природой? Как вы догадываетесь, очень немногие.
В «Санктуме» нет никаких звезд - вряд ли лицо хоть одного артиста вызовет у вас моментальную ассоциацию. Тем не менее, фильм сделан крепко и фундаментально: нехватка драматургии, а главное - исполнителей, которые могли бы превратить шаблонный сюжет в драматургию, не мешает напряжению, растущему с каждой минутой просмотра.
Причина - во-первых, в умении почувствовать в самом деле феноменальный пейзаж и растворить малозначительных артистов в этом пейзаже; а во-вторых, действительно качественное использование технологии 3D, дающей эффект присутствия и влияющей на зрительское восприятие - поначалу нейтрально-скептическое, а к финалу пристрастное, не на шутку вовлеченное в экранное действо.
И еще один вывод: неизведанные пещеры - прекрасная фактура для кинематографа 3D. Осознал это и великий Вернер Херцог, чья новая документальная картина о погружении в пещеры буквально на днях будет представлена в официальной программе Берлинского кинофестиваля. Впрочем, возможно, эта картина будет не менее страшной, чем «Санктум».
| |