|
6 февраля на зимнем сочинском фестивале искусств состоялся один из центральных концертов. Несмотря на отвратительную погоду, великий дирижер Мариинского театра и многих симфонических оркестров мира Валерий Гергиев прилетел в Сочи. Было видно, что он чертовски устал, но в Сочи все же прилетел, чтобы исполнить знаменитый концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке. Композитор сочинил его в 1985 году и посвятил Юрию Башмету. Понятно, что партию альта исполнял сам руководитель фестиваля г-н Башмет.
Известно, что г-н Шнитке, сочинив свой последний концерт, в том же году пережил инсульт. После этого жизнь композитора изменилась окончательно и вскоре угасла. Похоже, в его концерте и прозвучали предчувствия заката, собственной жизни и еще чего-то страшного... Через несколько лет не стало и страны, которая заставила Шнитке много страдать и переживать.
Начало концерта - голые кварты и квинты башметовского альта. Затем трубный глас геликона, какафония звуков, все рвется, диссонансы перебивают друг друга, споря все ускоряющимся ритмом. Шнитке словно предчувствует появление бесов. Они скачут в его голове, перепрыгивают в ноты, партитуру. Причем бесы эти всех типов и размеров - от тонко писклявого скрипичного, до огромного медведеподобного геликонового. У г-на Башмета не выдерживает одно из волокон конского волоса на смычке, и его удается сорвать лишь во время секундной паузы.
Иногда музыка как будто приходит в гармонию, но скоро диссонансы вновь берут верх. Сатана не отступает. Кричащие звуки напоминают настройку струнных инструментов, когда струны медленно подтягивают калками, и звуки полутонами становятся все выше и визгливей, как будто вытягивая из слушателя жилы. Затем вновь грохочет геликон в мощном хоре резких голосов медной группы оркестра.
Эта не китайская ПИПА, которую слушатели фестиваля имели удовольствие слушать в первый день. В звучании ПИПЫ нет этой русской надломленности и безумного недоумения, хотя китайская культура на пару тысяч лет старше русской. Но высочайшей нервной организации нет и в помине. Только в голове русского немца могли родиться такие звуковые химеры. Похоже, именно так сходят с ума гении. Им открывается либо третий глаз, либо четвертое, или даже пятое измерение, помимо пространства и времени. Там они и видят монстров, рвущихся в наш примитивный мир.
Даже мажорные аккорды всего оркестра, исполняющего концерт г-на Шнитке, сбиваются одной-двумя скрипками на полтона от доминанты до малой терции. Звучит гремучая смесь мажора и минора. Это не фальш, это надлом. Он повисает над жизнью во всей ее безнадежности.
После исполнения концерта г-н Башмет заметно устал и провел второе отделение в президентской ложе. Он слушал замечательную, жизнеутверждающую симфонию №2 Сергея Рахманинова. Это более известное произведение, наполненное простыми земными гармониями, с бесподобной и в чем-то хитовой третьей частью. И слава Богу! Бесы разбежались, химеры остались за границами дозволенного, победила жизнь земная - приятная хотя бы и такими фестивалями. Зал долго рукоплескал и Валерию Гергиеву и Юрию Башмету. Им явно доступно видеть и слышать многое, которое нам, простым смертным, не дано.
7 февраля на зимнем фестивале в Сочи джаз. Непростой.
| |