|
«Зеленый Шершень» - классическая история о парне, который надевает маску и отправляется спасать мир, - в толковании режиссера Мишеля Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Наука сна», «Перемотка») получился, скорее, веселым, нежели боевым. Обозреватель «Известий» Вита Рамм встретилась с Гондри - французом, покоряющим Голливуд.
известия: Чему вы порадовались, когда сами увидели готовый фильм?
мишель гондри: Сильная сторона проекта была видна уже на этапе подготовки к экранизации комикса. Сет Роген и Ивэн Голдберг в сценарии, на мой взгляд, отлично выстроили отношения между главным персонажем и его помощником. В самом начале они на разных социальных уровнях, потом следует кулачный спор, кто из них ведущий, а кто ведомый, и - персонажи меняются ролями. Актерам есть что играть, а зритель получает возможность отдохнуть от высоких технологий.
и: В «Зеленом Шершне» действительно есть ощущение ручной работы. Атмосфера порой напоминает «Науку сна», где главный герой всю машинерию делал из подручных средств.
гондри: Спасибо за сравнение. Здоровая порция юмора никогда и никому не мешала. Зачем быть угрюмым, если снимаешь приключенческий фильм? Разве не смешно - строить большую декорацию, чтобы в конце фильма ее разрушить? А всякие приспособления к автомобилю? Этот ход со времен появления агента 007 уже освоен в кино до последнего винтика. Не зря сценарий писали веселые ребята - сцены экшена получились изобретательными. Моя задача была - не испортить задумку. Естественность в сценах экшен достигается сложными расчетами. Технологическая ошибка даже на пару миллиметров может свести на нет труд многих людей. А высчитывать я учился с детства. Мой дедушка, мамин отец, был изобретателем и держал много патентов по усовершенствованию электронных музыкальных инструментов. Некоторые из них можно даже услышать в ранних песнях «Битлз». Дедушка жил недалеко от нас, я любил бывать у него на чердаке и изучать разные технические чудеса. Это мне потом пригодилось на съемочной площадке. Но это не значит, что я доверяю только разуму. Небольшое количество хаоса полезно, так как не позволяет превратить съемки в механическую и бездушную рутину. Я думаю, что комбинация хаоса и организации всегда дает хорошее качество.
и: Какое место в системе хаоса и организации занимают актеры?
гондри: Сложный вопрос. Они жаждут похвалы за каждый дубль. Мне, например, нравится, когда актеры проводят значительную работу над ролью дома, самостоятельно. Например, глупо было во время съемок «Науки сна» руководить Шарлоттой Генсбур и Гаэлем Гарсиа Берналем. Я всегда давал им шанс сыграть первый дубль так, как они чувствовали. И если их идеи совпадали с моим видением фильма, то второй дубль я уже не снимал. И не переживал по этому поводу. Режиссерская работа видна в каждом элементе фильма, в выборе актера в том числе. Прекрасно, если твой актер становится еще и соавтором твоего фильма.
и: Считаете ли вы, что вам покорился Голливуд?
гондри: Чтобы выжить в этом киноконвейере, надо быть уверенным в себе и обладать чувством юмора. Эти качества заложили в меня мои родители. Они были мудрыми людьми и поддерживали меня во всех моих детских увлечениях. Вовремя сказанные слова одобрения в подростковом возрасте особенно важны. Иначе вырастают злобные, закомплексованные люди, которые портят жизнь и себе, и окружающим. Знаете, подростки часто бывают подвержены перепадам настроения. В таких случаях важно, чтобы родители своим оптимистическим и спокойным настроением не давали детям «утонуть» в мрачных мыслях. Надо всегда объяснять и словом, и примером своей жизни, что в мире чередуются взлеты и падения. Если не повезло, надо набраться терпения, все пережить и начать заново.
и: Когда вы решили, что будете заниматься кино?
гондри: У моего отца была любительская камера, и иногда он доверял ее мне. Так, еще в детстве я попытался снять анимационный фильм. Но серьезно съемкой увлекся в более сознательном возрасте, когда переехал в Париж. У моего соседа по квартире оказалась 16-миллиметровая камера. Он дал мне ею воспользоваться, чтобы сделать видеоклип. Так уж случилось, что и мои эксперименты в анимации, и мою музыкальную группу Oui Oui заметили.
и: Какое режиссерское качество более всего ценится в Голливуде?
гондри: Гибкость мышления. Это вовсе не означает, что надо со всеми соглашаться или стремглав исполнять каждое желание продюсера. Например, в «Зеленом Шершне» Сет Роген - не только продюсер, сценарист, но и исполнитель главной роли. Убойное сочетание, так как он берет на себя ответственность за весь проект. Он видел мои фильмы, я видел его. Раз нам суждено провести какое-то время вместе на съемочной площадке, то без взаимного доверия и готовности к разумным компромиссам не выжить.
и: Можно предположить, что после совместной работы с Бьорк голливудские звезды вам уже были не страшны?
гондри: Бьорк - потрясающего таланта и ума художник. Она не подчиняется стандартам, поэтому не могу назвать ее просто певицей. Она большой труженик. И я многому у нее научился. Например, на первом нашем совместном клипе, естественно, я хотел снимать удивительные исландские пейзажи. Но Бьорк жестко сказала: нет. Я ее понял: каждый, кто впервые приезжает в Исландию, испытывает бурный восторг. А Бьорк хотела не видовой клип, а содержательный. Ей нравились мои анимационные эксперименты. Кстати, именно работа с ней подсказала мне мысль попробовать себя в большом кино... Если мы уж заговорили о влиянии сильных личностей на мое развитие, то надо вспомнить и о Чарли Кауфмане (сценарист фильма «Вечное сияние чистого разума». - «Известия»). Противостоять его ауре, его таланту невозможно, о сотрудничестве с ним я вспоминаю с большой благодарностью.
и: Но в Голливуде вы начали не с Кауфмана.
гондри: Я сам поражен этим парадоксом. Моим первым проектом после переезда из Европы стал именно «Зеленый Шершень». Полтора года я работал над этой историей. В какой-то момент студия решила отложить ее до лучших времен. Но от судьбы не уйдешь: я снял несколько фильмов и все равно вернулся к «Зеленому Шершню».
и: Вам не обидно, что братья Вачовски позаимствовали для «Матрицы» ваше изобретение - «летающую пулю», когда показана вся траектория полета от дула до цели?
гондри: К сожалению, такие идеи защитить невозможно. Я немного расстроился, потому что сам хотел снять большой фильм, в котором через экран летали бы пули. Но с другой стороны, такие заимствования всегда подталкивают искать что-то новое. Раз одна идея уже воплощена - да еще и не тобой, надо искать другие. Сейчас я решил вернуться в жанр анимации. Там еще масса неиспользованных возможностей.
| |