|
В столичном Центре образования №109 проходит выставка «Спальный район». В школьных коридорах выставлена современная живопись, скульптура и инсталляции. В проекте приняли участие 58 художников.
Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек - в этой столовой детский стишок приобретает буквальный смысл. Своего «Жорика» Настя слепила из яблок и моркови.
«Это ученик, который сидит на уроке, ему ничего не хочется делать, он слушает музыку, ну и смотрит куда-то вдаль», - объясняет девочка.
На такой «урок труда» школьников вдохновили 58 современных художников. В окружении их смелых творений ребятам предстоит учиться две недели. Именно столько длится выставка «Спальный район» в Центре образования №109.
«Я, конечно, это искусство не понимаю, но мне нравится, что тут сделали», - говорит один из учеников.
Камин в раздевалке, револьверы в интернет-классе или «компьютерный гриб» в лаборантской шокировали бы директора любой средней школы, но только не Евгения Ямбурга, который провокацией ударил по консерватизму системы образования, повторяя: не научившись ценить авангард - не понять и классику.
«Наша недоразвитость связана с тем, что сужена панорама. Отсюда большие беды, - считает директор Центра образования №109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. - Я видел "Экономику для малышей". Уже не "Мойдодыра" читаем, а о том, как мишка стал бизнесменом и как он торговал мёдом. Там такие загадки: "Как на свете то зовется, что за деньги продается. Это не чудесный дар - называется товар". Жуть! Как будто все этим меряется! Вот этот лишний прагматизм и приводит к бескрылости, к отсутствию креативности».
Проект «Спальный район» основан на принципах public art. Это распространенная в Европе и Америке практика - показывать объекты современного искусства за пределами галерей. В России перенять ее принципы пока рискнула только художница Марина Звягинцева. Она привлекла единомышленников и уже четвертый год устраивает выставки - то в роддоме, то вдоль уличного забора, то в школьных классах.
«У меня такое ощущение, что если ее выставлять в музее, это будет не так остро, не так провокационно», - говорит художница. Вне выставочных залов, пришла к выводу Звягинцева, арт-объект быстрее приходит к зрителю. Работа «Живая и мертвая вода» перед умывальником в столовой собрала целую толпу.
«История этих труб - это история искусства, которое пробивается через серость наших будней. И где-то пробивается цвет, а где-то он уходит, - поясняет автор проекта. - Это поколение будет уже знать, что такое актуальное искусство. И если они увидят на улице некий объект, они не станут его ломать, они будут относиться к нему с уважением».
На выставке есть немного шалости, немного культпросвета. В черный квадрат на холсте художник Владимир Смоляр уместил «Мертвые души» Николая Гоголя. Целиком, ни слова из поэмы не выпало - школьники проверяли. «Я стоял и слушал мимо проходящих: "Слушай, надо прочесть!" В общем, это некое побуждение: мы является наследниками великой литературы. Ее не просто имеет смысл упоминать - ее имеет смысл читать», - подчеркивает Смоляр.
А Сергей Чернов призывает задуматься о философии. Он придумал «кровать-консервы» для современного Диогена. «Все рассчитано так, чтобы человек там существовал. В принципе, там может поселиться бомж. Там тепло очень, кстати! Несмотря на то, что это металл, там все очень удобно», - уверяет художник. Другой объект Чернова, тоже «консервный» - уже о проблемах глобализации. «Дуэль» - робот «Кола» против робота «Квас». Поединок, правда, не состоялся: 300 банок из-под кваса после заграничной выставки задержали на таможне.
Превращение школы в гигантскую инсталляцию - призыв задуматься не только об искусстве, но и о жизни. Не случайно большинство экспонатов имеют социальный подтекст. Например, эта «Спичка» Сергея Катрана - уж не намек ли это на то, что лучше не играть с огнем?
| |