|
Ироничный и несколько испуганный взгляд из-под густых бровей, сморщенный лоб, сигарета, ковбойская шляпа и гоночный автомобиль. Таким киноактер Джеймс Дин сохранился в памяти миллионов поклонников по всему миру.
Жизнь «бунтовщика без причины» оборвалась трагически, едва успев начаться. Разбившись на гоночной машине в самом расцвете кинокарьеры, Дин был увековечен в фотографиях, фильмах, песнях, оставшись «forever young». Глядя на его безукоризненное лицо, невозможно представить, что сегодня, 8 февраля 2011 года Джеймсу Дину могло бы исполниться 80 лет.
Он сыграл главные роли всего в трех фильмах, названия которых сегодня без запинки назовут лишь историки кино. Наиболее широкую славу Дину, обучавшемуся в знаменитой актерской школе Ли Страсберга, принесла роль беспокойного Джима Старка из фильма Николаса Рейя «Бунтовщик без причины» (1955), также известного как «Бунтарь без идеала». Его игра в этой картине, пронизанная криком души, стала образцом для подражания нескольких поколений голливудских актеров. Герой Дина отчаянно искал себя на экране, совершал безумные поступки, бросался в пропасть, не в силах понять, что мучает его изнутри. Актер стал символом подросткового бунта 50-х и предвестником мятежных 60-х.
Джеймс Дин стал культовым героем молодежи еще при жизни, но, покинув этот мир 30 сентября 1955 года, не дожив четырех месяцев до 25 лет, он превратился в настоящую икону. После его трагической гибели была запущена грандиозная пиар-кампания, распространявшая невероятные слухи о личной жизни кинозвезды. Его биографию переписывали все, кому не лень. Компания «Уорнер Бразерс» стремилась как можно больше заработать на неожиданной кончине красавца-бунтаря, пытаясь сделать из него дитя порока. Родственники Дина до сей поры пожинают плоды этой блестящей пиар-кампании.
Дин был единственным актером, дважды номинированным на «Оскар» посмертно. Об экранной и реальной жизни актера был снят, как минимум, десяток документальных фильмов, его имя, подобно другому киноидолу 50-х Мэрилин Монро, мгновенно стало нарицательным, ему посвящают песни, в его честь называют фестивали, клубы и гостиницы, его портрет печатают на почтовых марках и футболках модных брендов.
В рамках рекламы фильма «Гигант» (1956), который вышел на экраны уже после гибели актера, заядлый гонщик Джеймс Дин дал свое последнее интервью, в котором предупреждал молодых людей об опасности быстрой езды и просил не брать с него пример. «Жизнь, которую ты спасешь, может оказаться моей», - сказал актер, перефразируя известное высказывание. Увы, его жизнь никому не суждено было спасти.
История Джеймса Дина удивительным образом напоминает судьбу другого актера, также безвременно ушедшего на вершине славы - Брюса Ли. Редкая харизма, талант, оглушительная слава, внезапный уход и посмертная «канонизация». Классический путь легенды большого экрана ХХ века, легенды, в которой так нуждаются простые смертные.
| |