|
С 1 января по распоряжению комитета по образованию во всех государственных школах Петербурга появились электронные дневники. Как к ним отнеслись родители и учителя, узнали журналисты газеты «МК в Питере».
С 1 января по распоряжению комитета по образованию во всех государственных школах Петербурга появились электронные дневники. По задумке чиновников, с их помощью родители, имеющие доступ в Интернет, смогут быть «в курсе текущих оценок и посещаемости ребенка, вести переписку с учителями» и многое другое. Но, чтобы электронные дневники работали, учителя должны ежедневно выставлять туда отметки, а родители - смотреть их через Интернет.
Нововведением недовольны многие родители и учителя. Тем не менее, у комитета по образованию - далекоидущие планы. Питерские чиновники уже выступили с федеральной инициативой о замене и бумажных классных журналов на электронные.
Несознательные родители
На бумаге все выглядит красиво, а на деле оказывается, что прогресс пробуксовывает от банального отсутствия компьютеров, Интернета, технических навыков. Вот что пишут мамы учеников на популярном родительском форуме:
Gulchata: «Электронный дневник есть, но оценки выставляют крайне безобразно. А обычных дневников нет. Вчера выставили четвертные: я в печали, ребенок в немом вопросе... А школа непростая - 239».
Marge: «Мало кто из учителей отвечает на вопросы родителей, а если отвечает, то через неделю. Как оценки туда заносятся - вообще ужас. Можно, например, проболев неделю, обнаружить, что за это время наполучал кучу оценок... Обычных дневников уже нет. Т. е. если у родителей нет возможности выходить каждый день в Инет, то они "исключены" из школьной жизни ребенка».
Учителя о повальном введении электронных дневников высказываются с осторожностью.
- Мы заполняем электронные дневники каждый день, - говорит Татьяна Семенистая, учитель математики 464-й школы в Павловске. - У меня трудностей нет, так как компьютер стоит в кабинете. Но другим педагогам сложнее - на доступ к Интернету расписана очередь, поэтому не все успевают проставить отметки в тот же день.
Педагоги жалуются, что их заставляют делать двойную, а иногда и тройную работу, по нескольку раз переписывая отметки в журналы, на листочки, в компьютеры. В 464-й школе с введением электронных кондуитов труднее всех приходится учителям начальных классов - они занимаются в отдельном здании, где компьютеров нет вообще! Бедным педагогам, чтобы заполнить электронные дневники, после уроков приходится бежать в другое здание. Но по закону они не имеют права выносить классные журналы за порог, поэтому им приходится сначала переписывать отметки из журнала на листочек, а затем уже с листочка - «вбивать» в компьютер. Не каждый выдержит такую нагрузку.
Но самое обидное, по словам учителей, даже не дополнительный (никак не оплачиваемый) труд, а отсутствие заинтересованности родителей в этих ежедневных «электронных подвигах».
- Из нескольких классов, где я веду предмет, самое большое количество зарегистрированных родителей - 10 человек, - вздыхает Татьяна Семенистая. - В другом классе - всего двое.
Тем не менее, учительница уверена, что идея с электронными дневниками - хорошая.
- Но сначала надо было компьютерами школу оснастить...
И не только школы. Возможно, в это кому-то будет трудно поверить, но не в каждой петербургской семье есть компьютер, а уж тем более Интернет и электронная почта. Похоже, чиновники, выдвигая инициативы, совершенно не учитывают реальное расслоение общества.
Прогрессивные чиновники
По словам заместителя председателя комитета по образованию Петербурга Юрия Соляникова, сегодня к сервису «электронный дневник» подключены все 700 питерских школ.
- Оценки туда должны выставляться ежедневно до 18 часов вечера, чтобы родители, вернувшись с работы, могли их посмотреть. Мы понимаем, что для учителей и школ - это дополнительная нагрузка. Но это - современная форма взаимодействия с родителями, - с гордостью говорит чиновник.
А что же делать тем родителям, которые ни после 18 часов, ни даже на следующий день не видят в компьютере информации об успеваемости своих отпрысков?
- Обращаться к руководителю образовательного учреждения, - советует Юрий Соляников. - В этом году будут проходить массовые курсы повышения квалификации, обучающие учителей работе с этой технологией, - поясняет он.
В комитете по образованию уверены: учителя и родители просто должны «втянуться», и процесс пойдет. А бумажные дневники, по словам Юрия Соляникова, сегодня уже не являются обязательными.
Люди с Луны
В комитете по образованию не собираются останавливаться на достигнутом и готовят такую инновацию, которой нет еще ни в одном городе России. Питерские чиновники хотят ликвидировать бумажные классные журналы, переведя все отметки в электронный вид.
- Сейчас мы работаем над тем, чтобы на уровне Министерства образования было принято федеральное решение. Уже разработан механизм отказа от бумажных журналов, - поясняет Юрий Соляников.
Идея, несомненно, перспективная. Но складывается впечатление, что некоторые чиновники живут... на Луне. Куда, к примеру, в случае отказа от бумажных журналов будут ставить отметки те учителя, у которых в кабинетах нет компьютеров? А что делать, если пропадет Интернет, «упадет» сервер или отключат свет - чирикать оценки на листочках или держать в уме? И уже даже можно предположить, что среди продвинутых школьников появится новая модная забава - взлом «классных журналов»... Может, проще уж тогда совсем отказаться от текущих отметок и оставить один ЕГЭ?
Мария Гордякова, «МК в Питере»
| |