|
Февраль 2011 радует российского зрителя еще одним оскаровским фильмом - 10 числа в прокат выходит новая работа Итана и Джоэла Коэнов «Железная хватка» (дистрибьютор ЦПШ).
На этот раз знаменитые братья-выдумщики решили поиграть с классическим для США киножанром - вестерном, и в итоге выдали уникальный кинопродукт, претендующий на самые почетные лавры. Картина не только открывает Берлинале-2011, но и получила сразу 10 номинаций на главную кинопремию мира, имея все шансы стать «лучшим фильмом года» по версии Оскар.
Роман «True Grit» Чарльза Портиса, положенный в основу сценария, экранизировался в Голливуде уже через год после выхода книги в свет - в далеком 1969 году (реж. Генри Хэтуэй). В большинстве справочников тот фильм значится как «Настоящее мужество», и прославил картину легендарный Джон Уэйн, получивший за роль в нем премию Оскар. Больше ничем та постановка (ну, исключая номинацию за «лучшую песню») киноакадемиков не впечатлила, по вполне понятным причинам.
Версия 1969 года вышла до тошноты стерильной, можно даже сказать и порезче - кастрированной, что даже для консервативного Голливуда тех лет оказалось слишком скучной историей. Уже со слащавой музыки на вступительных титрах мы понимаем, что «жести», которая присутствует и в книге, и, естественно, у Коэнов (куда же они без нее!) мы не увидим. И отрубленные ножом пальцы, например, будут показаны почти общим планом, в то время как сюжет и драматургия подсказывают, а зритель подхватывает - надо только крупным!
Ведь повествование в книге ведется от имени 14-летней девочки Мэтти Росс, которая отправилась в опасное путешествие по вполне еще Дикому Западу конца 19 века ради одной цели - отомстить за смерть своего отца, Фрэнка Росса, предательски убитого его наемным рабочим Томом Чейни. Для этого она предлагает солидное денежное вознаграждение одному федеральному маршалу Рубиусу Когберну (с сомнительным прошлым разбойника и бандюгана), который славится своим буйным характером и не особо щепетильным отношением к преступникам. Вместе с Когберном и рейнджером ЛаБефом, который также идет по преступному следу Чейни от самого Техаса, Мэтти суждено пережить самые страшные, волнительные и яркие дни своей жизни.
И на этом контрасте - между ощущением мира девочкой-ребенком (пусть очень деловитым, практичным и подготовленным к жизни), в которой только просыпается женщина; и теми ужасами, которые творятся вокруг - грабежи, предательства, убийства - и строился читательский интерес к книге, и, увы, отсутствие зрительского к фильму Генри Хэтуэя. Поэтому неудивительно, что братья Коэны, взломавшие устои многих жанров, решили представить миру свою версию той занимательной истории в духе драматического вестерна.
И надо признать, что Коэны, как экранизаторы, обладают уникальным свойством скульптора Микеланджело, который, как известно, брал камень, и, убирая от него все лишнее, создавал произведение искусства. Коэны, сами адаптирующие книгу в сценарий, также взяли из нее все самое лучшее (почти слово в слово повторяя многие диалоги и сцены), но добавив и парочку своих фирменных фокусов с черным юмором и особой кинозрелищности, повысив выразительность нескольких эпизодов, включая сцену у хижины, решающий бой и финал, создали произведение искусства, превышающее по своей ценности первоисточник - книгу (что, согласитесь, бывает очень редко).
Поэтому сравнивать фильм Хэтуэя и фильм Коэнов - занятие малоперспективное. Из забавных моментов можно отметить, что в 1969 году Когберн - ДжонУэйн носил повязку на левом глазу, а вот в 2010-м Когберн - Джефф Бриджес (который также номинируется на Оскар!) теряет правый глаз. В книге мало описаний внешности даже главной героини Мэтти Росс - поэтому 30 лет назад она носила каре («стрижку под мальчика»), а сегодня отпустила две косы на пробор. Да и финал первой ленты вышел плоским и неправдоподобным, хотя в книге имеется вполне четкий, пусть и сентиментальный, эпилог про однорукую даму, которым и воспользовались Коэны.
Таким образом, Коэны, может и не сняли «шедевр на все времена», но создали крепкую режиссерскую картину с отличными актерскими работами, убив одним кинопроизведением всех зайцев киноиндустрии. Заработали денег в прокате («...Хватка» - их самый кассовый и прибыльный фильм), снискали успех критики, а также утолили голод киноманов по всему миру, которые так соскучились по сценам, где герой в прериях один выходит на четверых, и лихо став в стременах, из двух стволов мочит негодяев.
| |