|
Новый инструмент, возможно, скоро появится для инвестирования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Как заявили в российском Минфине, такие средства можно будет вкладывать в облигации Европейского фонда финансовой стабильности. Этот институт занимается кредитованием самых проблемных стран еврозоны, привлекая средства, в том числе и на открытом рынке. Зачем России подобные вложения, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Впервые об интересе России к новому инструменту заявил глава Минфина Алексей Кудрин ещё до того, как облигации появились на рынке. И, судя по всему, не прогадал. Бумаги Европейского антикризисного фонда разошлись с большим успехом. Тогда как рынку было предложено облигаций на 5 миллиардов евро, спрос составил 43 миллиарда. Эксперты объясняют это большой ликвидностью на рынке. Но не только - бумаги имеют высший рейтинг надёжности благодаря тому, что гарантии по ним предоставляют страны-члены еврозоны. Поэтому и России новый инструмент может быть интересен, считает начальник аналитического отдела финансовой группы «Брокеркредитсервис» Максим Шеин.
«Так или иначе, средства фондов нужно где-то размещать. И в этом смысле данные инструмент не является каким-то особо рискованным, тем более что доподлинно известно, что за него практически полную ответственность несёт Евросоюз. Так что здесь риски относительно невелики, но и при этом доходность, конечно, не очень интересная. Но тем не менее, когда речь идёт о фондах, где первостепенной задачей является сохранение капитала, то такие инвестиции оправданны», - комментирует Шеин.
Доходность пятилетних бумаг составила чуть ниже 3% - лишь на полпроцента выше, чем у немецких облигаций, которые считаются наиболее надёжными в Европе. Впрочем, помимо стремления сохранить средства своих суверенных фондов, Россия, проявляя интерес к новому инструменту, может преследовать не только экономические цели, допускает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
«У меня остаётся ощущение, что здесь присутствует политика. Например: вот вы покупаете эти бумаги, а вопрос о безвизовом посещении россиянами стран Европы решается гораздо быстрее. Возможно, ещё что-то. Но политический торг тут, я почти уверен, присутствует», - считает Николаев.
В этом году Европейский фонд предложит рынку своих облигаций на 16 миллиардов евро. Разговоры о том, что объём фонда придётся расширять, хоть и поутихли из-за жёсткой позиции Германии, но не прекратились. А некоторые экономисты всё ещё пророчат еврозоне коллапс. Впрочем, даже при самом негативном развитии событий, возможные потери от инвестиций удастся предугадать, говорит Максим Шеин из БКС.
«Возможно, удастся сделать какие-то предупредительные действия, поскольку всё-таки сначала, если будут какие-то коллапсирующие явления, мы увидим негативное движение в более рискованных облигациях, и это будет уже сигнал, что нужно от греха подальше продавать и эти бумаги», - отмечает Шеин.
По состоянию на конец прошлого года в Резервном фонде было более 775 миллиардов рублей, а объём Фонда национального благосостояния приближался к двум триллионам семистам миллиардам рублей. Часть фондов размещена в ВЭБе - на специальных депозитах. Средства Резервного фонда могут вкладываться в валюту и государственные облигации. Деньги ФНБ также могут направляться в акции и корпоративные облигации. Оба фонда формируются за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета.
| |