|
В Набережных Челнах по возвращении из Южной Америки Владимир Чагин переоделся в цивильное. И вырвать хотя бы час из рабочего графика директора предприятия «КАМАЗ-автоспорт» казалось делом немыслимым. Но ближе к вечеру Чагин ослабил галстук.
- А пойдем-ка в нашу столовую, - предложил Чагин. - Там больше шансов спокойно поговорить. Мы на мини-заводе спортивных автомобилей начали подготовку к новому «Дакару». В отпуск? Не был года четыре. Выходной? Только в воскресенье.
Во время нашей беседы Чагина постоянно отвлекали звонки...
Телефонные ответы директора Чагина (интонация ровная). Руководителю «КАМАЗ-Мастера» Якубову (начальнику): «Да, Семен Семеныч! У нас еще 607-й на ходу был. К 1 февраля, вы сказали? Можно и первого утром отправить? Да, готовим машину».
Пилоту Ильгизару Мардееву (подчиненному): «Мотор закончили? На какой машине у нас мотор-то кердыкнул? Ладно, Ильгизар, освобожусь - вместе сядем, распределим награды на всех. Чем быстрее, тем лучше».
Общались в паузах между звонками.
КОРОНА 1. СЛУЖБА В «КАМАЗ-МАСТЕРЕ»
- Где та метла, с которой вы пришли в команду 18-летним юнцом?
- Метлы той нет, но храню руль от «КамАЗа» с первого своего «Дакара». К нам всегда сложно было в команду попасть. Я пришел - мальчишка с улицы. Мне сказали: «Пока ходи подметай, там посмотрим». Я подмел не хуже профессиональной уборщицы. Дали работу сложнее - сделал ее на пятерку. Добился, приняли в команду. Если чураться черновой работы, обижаться и делать ее плохо - не будет роста.
- В 18 лет обычно забирают в армию...
- В 1988 году мечтал служить в Афганистане. Хотел, где сложно, где боевые действия. Но на первых соревнованиях мы успешно выступили - и военком сказал, что больше нужен здесь, и дал отсрочку на год. А потом наш ограниченный контингент из Афгана вывели. И служба в армии у меня прошла в «КАМАЗ-Мастере». Мне досадно, что в армию не сходил. Я и жене говорю, что наш младший сын Игорь (11 лет) обязательно должен служить. Не понимаю тех, кто от армии сачкует. Не по-мужски. У меня два сына, старший, Вадим (21 год), не служил из-за проблем со зрением.
КОРОНА 2. ШКОЛА И ХОККЕЙ
- Знающие люди мне сказали, что вы пунктуальны, как немец. Откуда это качество в русском человеке?
- Чтобы лучше остальных делать любую работу, нужно знать ее досконально. Спасибо родителям, отцу, за мое воспитание. Он привил любовь к технике, первый раз посадил за руль автомобиля в шесть лет, завлек. Хотя был период, я пять лет жил одним хоккеем.
В 80-е я знал всю историю советского хоккея, всех игроков того времени и предыдущих поколений. На уроках рисовал хоккейные комбинации. Бабушка-техничка руку не успеет убрать с кнопки школьного звонка - меня в школе нет. Забегал домой, портфель в угол и бегом на хоккейную коробку: снег чистить, лед заливать, потом тренировка до позднего вечера. Наша команда всегда в призах была в городской «Золотой шайбе». Я - левый защитник, но забивать мне нравилось. Недавно вышел на лед с ровесниками в ночной хоккейной лиге, а мышцы-то помнят...
- А что голова помнит из школьной программы?
- Учился на четыре, иногда и на пять, тройки проскакивали. Любил писать сочинения...
- Могу предложить тему для сочинения: Владимир Чагин, как Павка Корчагин...
- Про себя не пишу. Но люблю излагать мысли на бумаге. Минимум текста - максимум смысла, слово к слову чтоб подходило. Правила не учил, но правильно знаки препинания расставлял даже в записках, которыми в классе перекидывались. Хулиганил, но в меру. Общественная нагрузка? Классный руководитель поняла, меня не удержать после уроков - и стал я ответственным за столовую. Я и в нашей команде ответственный за питание.
КОРОНА 3. РЕМЕНЬ, ОТЦЫ И ДЕТИ...
- Мой отец строил «КамАЗ»- работал в управлении оборудования начальником отдела. Поставка оборудования для школ, детсадов, больниц через него шла. Мама работала там же, она умерла в 2002 году. С отцом мы редко видимся. Ему 72 года, он обижается на меня, и я жалею очень, что мало времени ему уделяю...
- Вас драли в детстве ремнем?
- Если заслуживал. Отец строго, но справедливо со мной обходился. Он не курил. И я не курю. В моей семье дисциплина строжайшая. Старший Вадим сам очень требовательно к себе относится. Младший Игорь растет в семейных традициях.
- Вы тоже хватаетесь за ремень, когда не хватает аргументов в разговоре с сыновьями?
- Можно ремнем погрозить, когда дети маленькие, сейчас достаточно слов. Если в 11 лет доходит до ремня, значит, многое в воспитании было упущено в раннем возрасте. Основная забота о детях легла на мою жену. Но, может быть, дело, которым занимается отец, послужит примером сыновьям? На мой взгляд, даже редкие часы общения с отцом могут оказывать на ребенка большее влияние.
- Вы привили любовь к музыке старшему сыну?
- Мне медведь на ухо наступил. Но я с огромным уважением отношусь к его увлечению. У Вадима великолепный слух - он учится в музучилище. Песни пишет, роком увлекается, поет классику. Младший Игорь еще не умел ходить, а уже ездил на электрической машинке. С трех лет - на картинге, в четыре освоил квадроцикл, в пять - снегоход. Выезжая на природу, мы назначаем Игоря старшим в компании разновозрастных ребятишек. Он всех катает на квадроцикле, скорость не нарушает. Талант к технике у Игоря есть, но я не буду влиять на его жизненный выбор.
КОРОНА 4. СЕКРЕТ КАМИКАДЗЕ
- Вы ратуете за аккуратность на дорогах, но ваш стиль вождения соперники сравнивают с полетом камикадзе.
- Стараюсь ехать в максимально быстром темпе. Двухнедельные ралли-марафоны состоят из длинных спецучастков - один этап от 300 до 600 км. Вы попробуйте в течение 10 часов у компьютера просто «мышку» погонять или в тренажерном зале упражняться на одном снаряде. За рулем на скорости 130-150 километров ни на мгновение нельзя отрывать взгляд от дороги. Стабильно держать темп сложно, приходит усталость. Мой секрет в том, что я за рулем стараюсь держать темп без скоростных провалов. Чувствую: подустал, темп падает. Ну, думаю, значит, и соперники начнут сбрасывать скорость. Т-а-а-к, а я, ребята, себе такой слабины не позволю.
КОРОНА 5. ТАКТИКА ПОБЕДИТЕЛЯ
- Слышал, что на «Дакаре» вы морально давите соперников с первых метров гонки.
- Уверенность в себе - первое условие для больших дел. Перед стартом машины у всех сверкают, бренды кругом серьезные. Понятно, что серийные грузовики «МAН», «Мерседес», «Ивеко» в чем-то превосходят наш серийный «КамАЗ»... Боязно: вряд ли получится в этом году победить... Наша задача - показать, что российский грузовик не хуже. Нельзя в горячке допускать ошибки на старте, там чаще всего случаются сходы машин. В гонку нужно грамотно вкатиться, почувствовать автомобиль, возможности соперников и... наступать.
Моя тактика: с первого метра гонки на 12 000 километров ехать быстро и ровно. Сразу занять первую позицию, чтоб остальные почуяли нутром: первое место уже занято. И с каждым километром наращивать преимущество. Опасно, когда завязывается равная борьба на этапах, а соперник живет верой: могу победить.
КОРОНА 6. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭКИПАЖ
- Говорят, что психологическая совместимость в экипаже между пилотом, штурманом и механиком - первое дело в достижении результата...
| |