|
С момента вступления Николая Максюты в должность члена Совета Федерации от Волгоградской области прошел год. Чего удалось добиться экс-губернатору региона на посту сенатора? Каковы первоочередные планы верхней палаты парламента России на ближайшее время? На эти и другие вопросы в первом развернутом интервью муниципальным СМИ отвечает сенатор Максюта.
Вникать в каждый закон
- Николай Кириллович, каким был для вас прошедший год? Удалось ли адаптироваться к новой для вас должности сенатора?
- В принципе эта работа для меня не является новой - до 2004 года в СФ работали губернаторы. Конечно, с тех пор многое изменилось - расширился круг рассматриваемых вопросов, несколько другими стали и взаимоотношения между Госдумой РФ и Советом Федерации. Тем не менее отойти от транса 13-летней работы на посту губернатора и переключиться было непросто, так как работа сенатора - это прежде всего законотворческая деятельность.
Необходимо вникать в каждый закон и в каждую поправку, которую вносят депутаты Госдумы. Кроме того, мы не так давно настояли на том, чтобы сенаторам давали эти законы на нулевом чтении. Чтобы не получилось, как с законом о полиции. Да, он рассматривался всенародно, но нам его дали за неделю. Такой серьезный закон - и так мало времени. Поэтому законы иногда проходят с какими-то ошибками, и к ним потом возвращаются. И хорошо, что возвращаются. Если бы мы не вносили поправки и не исправляли эти ошибки, законы работали бы куда менее эффективно.
- Какими вопросами в Совете Федерации вы занимаетесь?
- Сразу после утверждения моей кандидатуры в должности сенатора передо мной встал вопрос: в составе какой комиссии буду работать? Я попросил Председателя СФ Сергея Миронова, чтобы меня включили в комитет по местному самоуправлению, потому что все 13 лет на посту губернатора Волгоградской области я работал над созданием нормальных взаимоотношений между региональной властью и органами местного самоуправления. Так что опыта в этой сфере у меня было достаточно.
Кроме того, мне предложили войти в состав комиссии по морской политике. Я был связан и с морем, и с судостроением и предложение принял. Более того, меня в конце 2010 года назначили первым заместителем председателя комиссии. Причем первоначально я было попытался отказаться - очень большая ответственность. Пришел к ее председателю - адмиралу Попову - и попросил не назначать меня на высокий пост и оставить, скажем так, вольным казаком. Попов мою просьбу отверг, сказав, что «вольные казаки - на пенсии, а все остальные работают».
- Морская политика - достаточно узкоспециализированная тема...
- Но это не значит, что этими вопросами не нужно заниматься. Поверьте, работы очень много. В ранге зампредседателя я принимал участие во всех российских и международных мероприятиях и совещаниях по этой теме, побывал на ряде судостроительных заводов, выезжал на Дальний Восток, где встречался с командованием и моряками Тихоокеанского флота.
Сегодня одна из главных проблем - освоение арктического шельфа, где России необходимо отстоять свои позиции. Есть и более локальные вопросы. К примеру, я провел большую конференцию в Петропавловске-Камчатском. Там к нам обратились рыболовы, которым много трудностей доставляет оформление документов при проходе судна через нейтральные воды или территориальные воды других государств. Мы помогли в этом вопросе - последние поправки, которые принял Совет Федерации, помогут нашим рыбакам в упрощении бюрократической процедуры.
- Таким образом, вы являетесь членом двух комиссий Совета Федерации?
- Вообще-то, трех: еще членом комиссии по монополиям. Знаю не понаслышке, сколько у регионов и муниципалитетов претензий к монополистам, по тем же ценам на ГСМ, электроэнергию и т. д. Нам необходимо отстаивать их интересы и выстроить такую законодательную базу, чтобы монополии не могли полностью контролировать ситуацию.
Помнить об интересах региона
- Круг работ действительно очень широк и разнообразен. И все-таки каковы были ваши первые впечатления от СФ РФ?
- Что это не моя работа. В области я занимался всеми вопросами, начиная от проблем молодой семьи и пенсионеров и заканчивая вопросами привлечения инвестиций. Круг вопросов, решаемых сенатором, конечно, меньше. При этом я никогда не забывал и не забываю о том, что представляю интересы Волгоградской области. И я, и Владимир Плотников обязаны лоббировать вопросы, в решении которых заинтересованы жители Волгограда и области. Но лоббировать - не значит ложиться под поезд или выводить людей на улицы. Решать вопросы можно и нужно именно с точки зрения принимаемых или отклоняемых законов.
Вопросов, обсуждаемых на уровне Совета Федерации, много. Именно поэтому настолько важно, чтобы туда приходили специалисты. Причем они обязаны помнить об интересах региона, который представляют. К сожалению, некоторые сенаторы даже не знают, где область, интересы населения которой они представляют, находится.
- Кстати, о законах. Сколько законопроектов вы рассмотрели за минувший год?
- На 24 заседаниях приняли 436 федеральных законов. Отдельное спасибо хочу сказать регионам: сегодня на местах законопроекты изучают гораздо тщательнее, чем, скажем, 10 лет назад. На мой взгляд, так происходит потому, что региональные парламентарии начали с большей степенью ответственности осознавать, какой эффект принесет принятие того или иного закона. Поэтому мы и получаем массу поправок и дополнений именно с мест.
О пользе лоббизма
- Какие проблемы, решением которых занимался Совет Федерации, вы выделили бы особо?
- Очень доволен тем, как пообщались с министром транспорта Игорем Левитиным о внесении поправок в закон о дорожном фонде. Проблема дорог была и остается крайне острой, поэтому и было решено возродить дорожный фонд России. Благодаря этому бюджет на ремонт дорог Волгоградской области может быть увеличен почти в три раза. Кстати, получит деньги на дорожный ремонт и Волгоград. Но тут отдельное спасибо нужно сказать мэру Роману Гребенникову, который пролоббировал этот вопрос через партию «Единая Россия». В итоге ситуация в этой сфере должна измениться в лучшую сторону, так как появилась возможность делать дороги как внутриквартальные, так и городские, областные.
- Минувший год выдался непростым для агропромышленного комплекса России. Как Совет Федерации работал над законами в этом сегменте экономики?
- Очень удивился поверхностному подходу некоторых членов Совета Федерации к вопросам АПК. Лето было очень непростым - лесные пожары серьезно осложнили обстановку. При этом проявились недостатки тех законов, которые были приняты ранее. К примеру, передали пожарные функции и охрану лесов властям поселков и районов. А где средства? Нам для обеспечения пожарной охраны 33 районов области необходимо около 6 миллиардов рублей. Ладно, денег нет, но мы создали сотни ТОСов в регионе. К сожалению, к их помощи не прибегли. Ведь если бы ими пользовались, в том числе и для обеспечения пожарной охраны, наверное, последствия стихии были бы менее серьезными.
В любом случае необходимо вносить поправки в эти законы - минувшее лето наглядно продемонстрировало их несовершенство. Особого внимания заслуживают и поручения Правительства РФ по контролю за выделением средств погорельцам, по борьбе с засухой и вредителями и т. д. И перед новым годом появилась инициатива - снять с контроля эти пункты. В этом вопросе я очень благодарен Сергею Миронову, который был категорически против и запретил даже разговаривать на эту тему, сказав, что если селяне узнают об этом, то сенаторов в Совете Федерации не будет уже завтра, так как все они будут отозваны.
Решать сообща
- Традиционно острая тема - межбюджетные отношения. Ваша позиция по этому вопросу?
- Я очень противился принятию закона о межбюджетных отношениях в том виде, в котором он был нам представлен. Нельзя сегодня оставлять Волгоград, Камышин, Волжский один на один со своими проблемами. Члены СФ задавали вопрос министру финансов Алексею Кудрину - говорим о снижении налоговых поступлений в бюджет, но благодаря высокой стоимости нефти на рынке бюджет получает доход, которым затыкаем дыры. А как же поступления от промышленности? Хорошо, что сейчас правительство вплотную занялось разработкой программ по развитию различных отраслей. Я работаю над программой по развитию отечественного судостроения. Хочу подчеркнуть, программы по развитию промышленности необходимы России. Не можем мы вечно жить и зависеть от цены на баррель нефти!
- В связи с событиями на Манежной площади в Москве снова актуализировался вопрос межнациональных отношений. Что предпринимает Совет Федерации в этой сфере?
- Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин поставили перед сенаторами и депутатами Госдумы конкретную задачу - разработать концепцию национальной политики. Мне в этой сфере проще вносить предложения, так как в регионе в свое время уделяли решению этого вопроса массу внимания. В Волгоградской области есть такая концепция, кроме того, был специально создан комитет по национальностям и казачеству. Ведь у нас 146 национальностей, и, если бы мы не работали все эти годы и не будем дальше работать, я даже боюсь представить, что могло бы быть на нашей земле!
Я пожелал бы властям всех уровней ни в коем случае этот вопрос не выпускать. Необходимо садиться за один стол с представителями общественности, диаспор, политических партий и разговаривать, совместно решать проблемы.
Необходимо собраться и подумать, как создать стратегическую перспективу по созданию рабочих мест для молодежи. Окончил человек техникум или институт - и что дальше? Куда идти работать? Нет работы - вот вам и протест на Манежной площади.
Оставлять деньги в регионах
- Есть законопроекты, которые, несмотря на все усилия, не удалось принять?
- К сожалению, такое в нашей работе тоже случается. Мне особенно больно, что один из таких законов напрямую затрагивает интересы жителей нашего региона. Это закон об уравнивании статуса «детей Сталинграда» с «детьми блокадного Ленинграда». Все говорят, что его обязательно нужно принять, - я прошел немало инстанций, доказывая необходимость его принятия. К сожалению, Правительство РФ написало отзыв, в котором сказано, что средств на его реализацию пока нет. Вместе с тем, надеюсь, он все-таки будет принят.
- Какие вопросы представляют наибольшую актуальность для Совета Федерации в ближайшей перспективе?
- Одним из главных вопросов до 1 мая будет принятие закона о бюджете и межбюджетных отношениях на 2012-2014 годы. Регионы и муниципалитеты должны знать свои финансовые перспективы. Проблема здесь в том, что если и дальше пойдет изъятие налоговых поступлений в федеральный бюджет, на местах ситуация продолжит ухудшаться. Уже сегодня практически все регионы имеют большие долги. Наши соседи астраханцы - 87% госдолга. Волгоградская область, когда я ушел, была должна 18%, сейчас долг составляет 22%, 67% - у Саратова. Если и дальше не будут оставлять деньги в регионах, то как они будут развиваться? Кризис еще не закончен. Нужно понимать, что Россия - это не Германия, где его последствия побеждены.
Другой важный вопрос - дальнейшее развитие ипотеки и строительства жилья. Необходимо не допустить повторения американской модели. Дешевые кредиты разрушили их рынок ипотечного кредитования. У нас несколько другая проблема, связанная с банками... Поэтому нам сегодня нужен четкий закон об ипотеке.
| |