|
Александр Роднянский о съемках в Украине и своих новых проектахВчера завершилась киевская часть съемок телевизионной экранизации романа Михаила Булгакова «Белая гвардия». Продюсер проекта, председатель совета директоров компании AR Film АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ рассказал корреспонденту Ъ МАРИИ ХАЛИЗЕВОЙ о кинематографической неустроенностиКиева, перспективах российско-украинского фильма о чернобыльской катастрофе в конкурсе Берлинале и отсутствии у него бизнес-интереса к телевидению вообще и украинскому в частности.
- Новая экранизация «Белой гвардии» - ваша идея?
- Я носился с этим проектом давно, но не было то ресурсов, то возможностей, то он не соответствовал профилю каналов, которыми я руководил. Когда я сфокусировался на создании и развитии контентных компаний, то пришел с этой идей на телеканал «Россия», который более других подходит для репутационных проектов, основанных на классике. К работе над сценарием привлекли Марину и Сергея Дьяченко: они нашли очень удачную драматургическую идею - помимо самого романа «Белая гвардия», использовали рассказ «Я убил», хорошо интегрировавшийся в историю. Потом пригласили режиссера Сергея Снежкина, который доработал сценарий под себя.
- Киевской частью съемок довольны?
- В Киеве сняли вроде бы не так и мало, но хотели гораздо больше. Город весь искалеченный: куда ни поверни - везде не то что пластиковые окна, а чудовищные новые дома, которые даже на компьютере не уберешь. Много снимали на Андреевском спуске и Владимирской горке, а вот Софию - очень ограниченно, только часть площади. Потому что дома с магазинами еще ничего, можно пережить, но объяснить фасад гостиницы Hyatt в центре старого Киева невозможно. Многие эпизоды пришлось перенести в Выборг - там, например, снимали бои за Киев петлюровской армии. К тому же начало киевских съемок пришлось отодвинуть, потому что у нас на носу были очередные выборы.
- У вас или у нас?
- У нас. Я - гражданин Украины и всегда активно голосую.
- Чем мешали выборы?
- Появление на улицах наших вооруженных петлюровцев или белых офицеров могло быть воспринято как элемент предвыборной кампании или как приход групп поддержки из регионов.
- Вы работали с местными специалистами?
- Да, большая часть группы - украинская, и набирали ее долго. Здесь нет профессионального производственного центра, куда можно было бы обратиться со списком вопросов, как в Праге, Будапеште или Бухаресте. Давно выпавшее из реальности руководство киностудии им. Довженко, полагающее себя здесь монополистом, не предоставляет ни качественных услуг, ни адекватных цен. Так что людей и реквизит собирали поштучно: чтобы снимать в Киеве, надо точно знать, с кем разговаривать. Поэтому сюда имеет смысл ехать, только если нужен сам город в качестве фона или персонажа.
- Есть ли планы по показу «Белой гвардии» на украинских телеканалах?
- Подобный сериал - неотъемлемый атрибут программирования каналов-лидеров, и, насколько я знаю, «Интер» уже ведет переговоры с «Россией».
- В эфире «Шустер Live» с участием съемочной группы «Белой гвардии» разгорелась дискуссия о том, считать ли Булгакова украинофобом или нет. Вы предвидели активизацию этого вечного спора в связи с вашим проектом?
- Надеюсь, у телезрителей реакция не будет такой острой. Булгаков был российским интеллигентом из наиболее консервативной среды - православного духовенства. Многие высказывания его и его героев позволяли национал-патриотам и интернационалистам подозревать Булгакова и в украинофобии, и в антисемитизме. Думаю, они ошибались. Все-таки болезненная реакция на крушение мира вокруг - империи, уклада жизни, церкви, отношений и даже языка - достаточное основание для резких высказываний.
- В конкурсной программе Берлинале, открывающейся сегодня, представлен фильм «В субботу» Александра Миндадзе, снятый вашей «Нон-Стоп продакш» совместно с украинской Sota Cinema Group, «Беларусьфильмом» и концерном Bavaria Films. Фильм о Чернобыле подгадали к годовщине катастрофы?
- Я всегда хотел сделать художественный фильм о Чернобыле - я ведь был там через 5 дней после аварии, а позже, в конце 1980-х, снимал эпизоды для нескольких своих документальных фильмов. Видел и не могу забыть многое. Искал истории, сюжеты - после «9-й роты» хотел делать большой проект о ЧАЭС с Федором Бондарчуком. Но потом появился Миндадзе со своим сценарием, и получился «В субботу». Но это не отменяет планов создать более масштабный проект на эту тему.
- Фестивальные фильмы, снятые в копродакшне при участии Украины, у нас редко доходят до проката. Что будет с картиной Миндадзе?
- Не знаю, как в Украине, а мы собираемся выпускать его в России в конце марта, и довольно широко - думаю, копий 100 сделаем. В идеале, если бы в национальном прокате он собрал $1 млн, я бы считал это хорошим показателем для авторского фильма, несмотря на бюджет под $4 млн. Результаты проката, конечно, зависят от того, что произойдет в Берлине. Фильм-то, на мой взгляд, очень необычный, художественно радикальный и эмоциональный. Помимо Миндадзе, там есть исполнитель главной роли Антон Шагин и оператор Олег Муту, которые сами по себе тянут на награду. Но на Берлинале все зависит от жюри и качества конкурсной программы. Я там неоднократно был и в конкурсе, и в жюри, поэтому представляю, как будет непросто.
- Регулярно появляются слухи о том, что вы покупаете какой-нибудь местный канал. Насколько вам в принципе еще интересно телевидение?
- В условиях бума цифровых технологий я больше не верю в телевидение как в привлекательный бизнес. Поэтому не рассматриваю ничего, связанного с ним, ни в России, ни в Украине, ни за рубежом. Сейчас меня интересуют новые идеи в контенте, которые могут быть монетизированы на разных платформах,-- кинотеатры, телевидение, интернет, VoD, бесплатные библиотеки и социальные сети. И хотя в Украине пока ничего любопытного не вижу, не исключено, что скоро мы объявим о приобретениях за пределами украинского и российского рынков, имеющих большой потенциал именно здесь.
| |