|
В фондах библиотеки Музея истории религии хранится около 200 тысяч раритетов. Среди них - «Епархиальные ведомости» и магические книги масонов.
Заведующая библиотекой Алла Панеях показывает полное собрание «Епархиальных ведомостей». До революции такие выпускались во всех русских городках. Они изобилуют разными сведениями о жизни провинции и могут оказать неоценимую услугу историку. Пока читальный зал был закрыт на ремонт, сотрудники приводили в порядок фонды. «Епархиальные ведомости», например, переплели. И если раньше они хранились в ветхой бумаге, теперь их можно использовать в читальном зале, уверяют сотрудники библиотеки.
Эта уникальная библиотека возникла в 1932 году, когда был открыт в Казанском соборе музей истории религии и атеизма. Сначала директором был крупный этнограф Владимир Богораз-Тан. С 1945 года - Владимир Бонч-Бруевич, имя которого защищало музей. Помимо революционных идей он серьезно занимался наукой.
«Сподвижник основателя государства Бонч-Бруевич - вот его труды, - показывает Наталия Ревуненкова, заведующая отделом христианства на Западе. - Изучал сектантство, ездил в экспедиции».
Разумеется, библиотека в 1930-е пополнялась так же, как и музей - книги поступали из закрытых храмов, разоренных усадеб, квартир расстрелянных ученых. В 1946 году в Москве закрыли Центральный антирелигиозный музей - вся библиотека оттуда переехала в Ленинград. Поэтому эти фонды - самое крупное в России собрание религиозной литературы. 190 000 единиц хранения. Коллекция Библий - сотрудники говорят, что такого нет и в европейских городах. Есть советские раритеты - журнал Московской Патриархии, который разрешено было выпускать в 1943-м. Книги издательств «Атеист» и «Безбожник». Самая большая коллекция масонской литературы - тоже здесь, это книги XVII-XIX веков. Среди них - книга Иоанна Масона, напечатанная в типографии Новикова в 1783 году, ключевая для «вольных каменщиков».
«Она была в числе тех сочинений, которые рекомендовались "вольному каменщику" на первой ступени посвящения. То есть, первая ступень, где он обращался к познанию самого себя, - он должен был изучить эту книгу, предписания и соответствующим образом проанализировать свою жизнь, вести дневники», - рассказывает Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования экспозиций.
Рядом - в красных переплетах - полное собрание Императорского палестинского общества. Это и научная литература, и роскошные альбомы, благодаря которым византийские орнаменты могут изучать искусствоведы и копировать художники.
Помимо прочего эти книги XVII-XIX веков очень приятно держать в руках. Они правильного формата. Шрифт такой, что очень удобно читать. Бумага шероховатая, толстоватая, с водяными знаками. Вклеены настоящие гравюры. Видно, что настоящие, потому что есть оттиск от доски. Одним словом, все это - книжная культура, которую мы потеряли.
Все эти книги можно попросить для работы в читальном зале, который после ремонта оборудован компьютерами. Особо ценные фолианты, правда, в зал не выносят - они хранятся в специально оборудованных фондах и считаются музейными экспонатами.
| |