|
Однажды театрального режиссера Александра Куранова, наблюдавшего за рыбками в аквариуме, посетила странная мысль: что, если перенести сценическое действие под воду?
На первый взгляд, идея казалась не просто экстравагантной, а бредовой. Как человек - без всяких дыхательных аппаратов, будет «выступать» на «подводной сцене»? Какой образ он сможет воплотить, пока хватает воздуха? Кого брать в труппу? Почти все, с кем делился Куранов своей задумкой, говорили: да, это может быть красиво, но вряд ли осуществимо.
Через много лет режиссер-новатор, поставив первый подводный спектакль, дал ответ всем скептикам. Зрелище, которое он представил немногочисленным зрителям, получилось завораживающе притягательным. Акцент делается на музыке, водной хореографии и пластике, а также на специальном освещении. В водной стихии люди не плыли, а как бы парили. Все, кто это видел, были потрясены.
Так от «бредовой идеи» родилось яркое художественное явление - подводный театр «Прозрачный мир». Его оценивают по-разному. Одни считают, что это чуть ли не новый вид искусства. Другие говорят о новом жанре. Бесспорно одно: нигде в мире ничего подобного нет.
Впрочем, и у нас спектакли театра Александра Куранова пока существуют в виде смелых, но экспериментов. Есть труппа, около десятка постановок, несколько красивых фильмов, масса замыслов - и все. Два с лишним года назад, еще при Юрии Лужкове, было принято решение о строительстве подводного театра в Москве. Увы, распоряжение за подписью бывшего мэра совпало с началом кризиса. Проект пришлось отложить.
Тем не менее, театр жив. О его «закулисье» нам рассказал продюсер Александр Горегляд.
- Первый наш спектакль был публично показан во время театральной олимпиады в 2004 году. Он с успехом прошел в Олимпийском бассейне в Москве. Потом выступали в Звездном городке, где была совершенно другая вода - кристально чистая. Соответственно, и качество зрелища выше. После этого проявился интерес со стороны прессы, бизнеса. Тогда, собственно, мы и познакомились с Александром, стали дальше развивать идею. К тому времени она уже была запатентована в России, в ряде других стран - и сам способ театральной подачи, и техническая конструкция.
«СП»: - Как подбирали артистов? Очевидно, они пришли из большого спорта?
- Да, они все спортсмены, пловцы. Многие из них становились победителями различных турниров. Когда мы с ними встретились, рассказали, что хотим сделать, нам говорили: это невозможно. Но потом поверили.
«СП»: - Сколько человек в труппе? Как их адаптировали под творческие задачи?
- Сейчас у нас в труппе тридцать человек. Прежде, чем попасть в театр они прошли довольно жесткий кастинг. Народу много приходило. Мы смотрели, прежде всего, на то, есть ли у человека творческие задатки. Если божья искра проявлялась - брали.
«СП»: - Сколько длится один спектакль и сколько каждый его участник проводит под водой? Как долго вообще ваши люди могут обходиться без воздуха?
- Постановки обычно идут не более полутора часов. Все это время наши артисты находятся под водой. На поверхность не всплывают.
«СП»: - Так полтора часа под водой и сидят?
- Ну, во-первых, не сидят, а работают, а во-вторых, люди у нас достаточно тренированные. Существует, конечно, наше ноу-хау, позволяющее не всплывать наверх, но все равно это очень тяжело физически.
«СП»: - А сколько один может под водой продержаться без этого «ноу-хау»?
- Шесть минут одна девочка может. А «боевая мизансцена», как мы говорим, не идет больше четырех минут. Чтобы было понятнее, четыре минуты - это примерно 12 минут экранного времени - по психологическому воздействию на зрителя.
«СП»: - Как адаптируют драматургию к воде?
- Проще всего понять наш сценический метод, если провести параллель с балетом. Но возможности подводного театра значительно выше. Поскольку возможны не прыжки, а как бы полеты, свободное парение. Потом, здесь совершенно другая среда. Вода обладает информационным полем. Это раз. Второе - у нас двойственное восприятие воды, как субстанции. Человек вышел из нее, вода - это жизнь. И она же губительна для людей, обладает смертью. Получается, что в самой воде присутствует некая внутренняя драматургия. Кроме того, на человека магически действуют большие водные объемы. Замечали, как долго на берегу реки или моря можно просто сидеть и наблюдать за игрой волн? И еще один зрительный эффект - у нас действие происходит в темноте. Свет здесь, в отличие от театрального, падает не фронтально, не из зала на сцену, а сверху, с боков и снизу. Поэтому возникают совершенно космические картины.
«СП»: - Как подбирают декорации, из чего шьют костюмы?
- Делается это максимально водоотталкивающей ткани, потому что декорации становят тяжелыми, если намокают. Но пока у нас нет достаточных средств, мы ограниченны в художественных способах. Это касается изготовления и декораций, и костюмов.
«СП»: - А как будет выглядеть сцена?
- Представьте себе театральный зал на 700-800 мест. На планшете сцены устанавливается огромный аквариум. Шесть метров высотой и до 22 метров в ширину. Все это имеет занавес, и напоминает обычный спектакль. Те же колосники, тот же свет. Только наверху еще принудительная вентиляция, влагоудаление, тепловые завесы, ну и система, которая гарантирует зрителям и актерам безопасность. Технологически это мало отличается от обычного бассейна - есть циркуляция воды, поддержание ее до 30-градусной температуры, современная очистка, без хлорки. Но электронная и электрическая начинка этого «бассейна» очень сложная. А чтобы все это «заиграло», требуется 1,5- 2 тыс. тонн воды.
«СП»: - Скажите, а гастроли вашего театра возможны или вы будете привязаны к одному месту?
- Мы заказывали у американцев расчеты по созданию передвижного сборно-разборного модуля. Она сказали, да, это можно сделать.
«СП»: - Пару лет назад сообщалось, что в 2012 году подводный театр распахнет двери. Но, похоже, что-то не срослось?
- Распоряжение правительства Москвы за подписью Лужкова о строительстве театра вышло в конце октября 2008 года. Предполагалось, что он будет находиться на Поклонной горе, и иметь статус городского учреждения культуры. Но тут грянул кризис. Проект пришлось заморозить. Как дальше будут события развиваться, я не знаю. Надеюсь, новое руководство столицы подводный театр заинтересует. Ведь нигде в мире ничего подобного нет.
«СП»: - Я знаю, вы и в Питер ездили...
- Да, Питер тоже заинтересовался. А раньше проявляли интерес в Монако, во Франции... Но все это совпало с кризисом. Однако я убежден, что отказываться от чисто российского приоритета неправильно. Водных шоу - сотни, с дельфинами, с тюленями, крокодилами. Но подводных театров нет нигде. Пытались делать что-то в шестидесятых годах прошлого века американцы, однако это было очень примитивно. А сейчас и патент на создание подводного театра в США у нас.
«СП»: - Вы уверены, что зритель пойдет на ваши спектакли?
- Абсолютно. Другое дело, что билеты не могут быть по 100 рублей. Знаете, сколько стоит в Европе билет на оперный спектакль? По 100 евро и выше. Есть, конечно, и льготные категории зрителей, но все равно - цена не маленькая. Иначе бы театр не выжил. У нас тоже в финансовом плане зрелище не из дешевых. Тем не менее, желающих увидеть нечто необыкновенное, у нас, я уверен, много. Не забывайте и о культурном туризме. Гости из-за рубежа, приезжая в Россию, тоже наверняка захотят узнать, что такое «подводный космос».
«СП»: - Сейчас ваши артисты «в простое». Вы не боитесь растерять труппу?
- Таких страхов нет. Возможно лишь сожаление, если кто-то у по каким-то причинам уйдет. На самом деле, количество спортсменов, занятых в водных видах спорта - огромное, а людей, у которых присутствует творческая искра, достаточно. Жизнь в большом спорте короткая. И перед многими, кто завершает карьеру, стоит вопрос: что дальше? Наш театр предоставляет возможность заниматься делом, которое любишь.
«СП»: - И до скольких лет? Нагрузки ведь немаленькие.
- Тут все зависит от образа жизни человека. Если он не пьет, не курит, не ест всякую отраву - что ему не жить. Постоянные тренировки, тренажеры, танцзалы форму наоборот поддерживают.
| |