|
Полиция Египта задержала и уже допрашивает подозреваемых в краже экспонатов из Каирского музея, которые в ночь на 29 января, воспользовавшись беспорядками в столице, похитили 8 ценнейших экспонатов.
Об этом заявил государственный министр по делам древностей Египта. Напомню, среди 18 артефактов, похищенных мародерами из египетского музея в Каире во время беспорядков, два особенно много значат для экономики и культуры страны. Воры похитили статуи фараона Тутанхамона, одна из которых изображает его едущим на колеснице, другая ловящем рыбу. Последнюю статую воры унесли по частям. Мы сейчас обсудим эту ситуацию в эфире «Вестей ФМ» с действительным членом Международной ассоциации египтологов Виктором Солкиным.
«Вести ФМ»: Виктор Викторович, здравствуйте! Насколько велик урон для мировой культуры в связи с хищениями?
Солкин: Урон велик. Я сразу же поправлю цифры. Речь идет о 18 предметах, к сожалению, многие наши агентства увидели 8 пунктов списка, который опубликовало министерство древностей, на самом деле в одном из пунктов речь идет об 11 предметах. Ну, во-первых, как вы уже верно абсолютно сказали, это две статуи Тутанхамона. Одна статуя деревянная, позолоченная, изображает богиню, которая несет Тутанхамона на руках. Она абсолютно уникальна, не имеет аналогов вообще в других египетских собраниях мира. От другой статуи, которая изображает царя на церемониальной ладье охотящимся с помощью гарпуна, грабители оторвали верхнюю часть, то есть торс уникального памятника оторван и исчез. Плюс украдены великолепные изображения знаменитого царя-реформатора Эхнатона с жертвенником в руках. Это памятник, который опубликован в тысячах книг и входит по все официальные каталоги музея. Одна из уникальных скульптур - скульптурный портрет его дочери, одной из принцесс. Речь также идет о памятнике, изображающем Нефертити с жертвенником. 11 деревянных резных позолоченных статуэток из гробницы прадеда Тутанхамона - вельможи Иуйи, и его уникальный сердечный скарабей, то есть амулет, который клался на мумию в область сердца. 18 предметов абсолютно хрестоматийных для древнеегипетского искусства, и это колоссальная потеря для всего мирового сообщества.
«Вести ФМ»: Можно ли их оценить в денежном выражении?
Солкин: Вы знаете, боюсь, что нет. Потому что те люди, которые... Те вандалы, собственно, которые пробрались в музей, - по следам было видно, что они никем не были наведены, они буквально шарахались по музею в темноте. А музей переполнен памятниками первой величины. Вот они взяли то, что наиболее близко подходило к той галерее, через которую, собственно, они проникли в здание. Эти памятники настолько известны, что продать их невозможно, легализовать их невозможно. И мы боимся, собственно, в нашем египтологическом сообществе только одного, что они по каким-то дипломатическим каналам уйдут в другие страны и просто навсегда исчезнут, поскольку их никто никогда не сможет показать, осядут в каких-то дипломатических коллекциях.
«Вести ФМ»: Виктор Викторович, ну, если нельзя их ни продать, ни легализовать, тогда зачем их похищать?
Солкин: Ну, вы сами понимаете, что, наверно, на черном рынке есть перекупщики, которые способны купить эти памятники у воров за какие-то смехотворные, наверно, деньги, соответственно, на этом нажиться. Но опять же, если мы говорим о какой-то официальной оценке памятников, которые вошли во все самые известные издания по искусству Древнего Египта, то подобной оценки просто нет. Это миллионы долларов, если это официальная оценка. Но эти памятники не могут быть проданы.
«Вести ФМ»: Эти хищения можно назвать самыми крупными вообще в истории?
Солкин: Вы знаете, в общем-то, для Египта - да. Потому что последний случай проникновения в Каирский музей был в 1941 году во время войны, когда пытались вскрыть недавно перевезенные в Каирский музей серебряные и каменные саркофаги, но тогда эту попытку удалось предотвратить. Еще одна небольшая попытка была в 1974 году, к счастью, тоже неудачная, и по сути это первая такая страшная потеря для музея за всю его историю. Я напомню, что он был открыт в 1902 году.
| |