|
Легендарный камерный ансамбль России отмечает 65-летие. В юбилейный год ансамбль побывал в Лондоне, Париже, Берлине. Впереди - гастроли в США.
На десять рабочих дней у них в лучшем случае один выходной. Отдых для Квартета имени Бородина - в музыке, дом - в репетиционном классе.
Прозвучал второй звонок. До выхода на сцену пять минут - как раз чтобы выпить чашку крепкого чая. Это давняя традиция музыкантов - все равно что актерское пожиманье рук.
Свое 65-летие Квартет имени Бородина отмечает весь сезон, как и положено музыкантам - на сцене. Начали в Лондоне, продолжили в Амстердаме, Париже, Берлине и Москве. Впереди - гастроли в Америке. В третий раз за свою историю коллектив облетит весь земной шар.
Квартет основали в 1945 году четыре студента консерватории. Встал вопрос о названии: Хотелось в честь кого-нибудь из великих композиторов, но почти всех классиков уже разобрали другие коллективы. «Незанятым» остался только Александр Бородин. Он сочинил в своей жизни только два квартета, зато оба считаются шедеврами. Никто тогда не думал, что именно Бородинский квартет окажется долгожителем и войдет в книгу рекордов Гиннеса как самый старый из ныне существующих камерных ансамблей мира.
За 65 лет - более шести тысяч концертов по всему миру, бессчетное количество премьер, сотни записей, удостоенных самых престижных наград. И безупречная техника - такая, что зрители и критики в один голос восклицали: «Вряд ли возможен более совершенный квартет».
«Вот говорят про какие-то традиции квартета. Традиции, может, в отношении к музыке, в какой-то тщательности подхода, в честности. Квартет за всю историю своего существования никогда не позволял себе халтурить, всегда тщательно выбирал материал, программу», - говорит виолончелист, заслуженный артист России Владимир Бальшин. Он в квартете самый молодой. В 2007 году он сменил своего великого предшественника и учителя Валентина Берлинского.
Вся история коллектива в афишах. «Это такая музыкальная святыня - афиша квартета сезона 1956-1960 годов», - показывает Бальшин.
Тот самый первый состав помнит только старожил квартета Андрей Абраменков. В молодости музыкант постоянно бегал на концерты «бородинцев», а 37 лет назад сам стал одним из них. Играл еще с основателями.
«Главным был Ростислав Дубинский - примариус, первый скрипач. Руководство было на примариусе, полное и в хорошем смысле жестокое руководство», - рассказывает скрипач, народный артист России Андрей Абраменков.
Абраменков вспоминает, как выходил на сцену вместе с Гилельсом и Рихтером, Ойстрахом и Ростроповичем. С великими музыкантами квартет не раз превращался в квинтет.
В 1996 году коллектив кардинально обновился. Пришли два новых музыканта: Рубен Агаронян занял место первой скрипки и Игорь Найдин - альта. Тогда злые языки поговаривали, что «золотой век» коллектива близится к закату. Пессимистичные пророчества не оправдались - «бородинцы» удержали звание лучшего квартета мира.
Знаменитый венский зал «Музикферрайн» печатает афишу русского квартета на золотом картоне, а британцы после триумфального концерта «бородинцев» в лондонском Вигмор-Холле констатируют в The Daily Telegraph: «10 главных музыкальных событий года. Лучшее камерное выступление. Блистательным исполнением Бетховена, Шостаковича и Шнитке Квартет имени Бородина доказал, чего стоят десятилетия опыта».
Квинтэссенция опыта - в этом шкафу. Здесь хранятся ноты квартета с самого его основания. На полях - карандашные отметки предшественников. С ними и сегодня сверяются музыканты. «Вот эти все значки имеют значение. Например, это означает вверх или вниз смычком. От этого зависит, будет звук сильнее или слабее. В этом-то, может быть, и секрет долголетия квартета - он имеет мощные традиции», - говорит Бальшин.
Опыт от поколения к поколению «бородинцы» передавали не только через ноты, но и напрямую. «Я учился у квартета Бородина. И по альту у моего предшественника - Дмитрия Шебалина, и по квартетному классу - у Копельмана», - говорит альтист, заслуженный артист России Игорь Найдин.
Четверо непохожих, из разных поколений. Два скрипача, альтист и виолончелист как архивариусы хранят традиции шести десятилетий. Друг друга понимают с полуноты и непревзойденное искусство ансамбля поддерживают крепкой дружбой.
| |