|
Выяснить природу явления, пагубно сказывающегося на некоторых творениях импрессионистов, попыталась группа ученых под руководством Коэна Янсенса из Университета Антверпена. Авторы публикации надеются найти способ вернуть полотнам великих художников их первоначальную красоту.
МОСКВА, 15 фев - РИА Новости. Потускнение желтых красок на некоторых картинах Ван Гога вызвано процессом химического восстановления хрома в их составе под действием ультрафиолета, и это должны учитывать музеи, хранящие картины других художников ХIХ века, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Analytical Chemistry.
Авторы публикации надеются найти способ вернуть полотнам великих художников их первоначальную красоту.
Основу желтой масляной краски, которую использовали Ван Гог и его современники, составлял хромат свинца PbCrO4, так называемый желтый хром. Появившиеся в ХIХ веке краски на его основе позволили художникам-импрессионистам отказаться от реалистичного изображения и перейти к неестественно ярким тонам. Однако он токсичен и потому был заменен более безопасными красками в середине прошлого столетия.
Художникам и владельцам художественных салонов практически сразу стало известно, что такие краски могут со временем потускнеть. Впрочем, несмотря на двухвековую историю желтого хрома, подобный процесс затронул лишь часть картин, тогда как остальные сохраняют первоначальную яркость цветов. Например, картины Поля Гогена, написанные с применением этого пигмента, до сих пор поражают насыщенностью посетителей музеев.
Выяснить природу явления, пагубно сказывающегося на некоторых творениях импрессионистов, попыталась группа ученых под руководством Коэна Янсенса (Koen Janssens) из Университета Антверпена. Для этого ученые применили самые современные аналитические методы, включая рентгеновскую дифракцию, проведенную в Европейском центре синхротронного излучения.
Использовав образцы старых красок, хранящихся с конца позапрошлого столетия, ученые искусственно «состарили» их, подвергнув 500-часовому воздействию ультрафиолета. Обнаружив потемнение одного из образцов - с ярко-желтого цвета до темно-коричневого, шоколадного - ученые провели его анализ.
Сложность подобного исследования состоит в том, что темнеет лишь крайне тонкий слой на поверхности краски, составляющий тысячные доли миллиметра, а более глубокие слои остаются нетронутыми.
Однако, сочетая аналитические методы, группа Янсенса смогла обнаружить, что потемнение сопровождается переходом хрома в составе желтого пигмента из своей высшей степени окисления +6 в степень окисления +3 (при которой соединения металла обладают темным серо-зеленым оттенком).
Кроме того, авторы публикации проанализировали образцы краски с полотен Ван Гога «Берега Сены» и «Вид на Арль с ирисами», хранящихся в амстердамском музее художника и сильно изменившихся из-за потускнения желтого цвета.
Выяснилось, что, в отличие от сохраняющих яркость красок, использовавшихся Гогеном, краски Ван Гога содержат, помимо желтого хрома, и другие компоненты - серу и барий. Ученые полагают, что они вводились в краску в форме сульфата бария - белого вещества, вероятно, применявшегося Ван Гогом для разбавления красок или придания им большей яркости. Теперь ученым предстоит выяснить химический механизм, при котором наличие серы и бария в красках приводит к восстановлению хрома и «выцветанию» картин.
«Мы уже запланировали серию новых экспериментов, с помощью которых мы хотим уточнить условия, способствующие восстановлению хрома, и выявить возможность обращения этого процесса с тем, чтобы вернуть всемирно известным картинам их первоначальный цвет», - приводит слова Янсенса пресс-служба центра.
| |