|
9 февраля министр финансов Андрей Харковец на коллегии министерства заявил о необходимости сокращения численности занятых в бюджетной сфере на 10-15%. Это позволит сократить расходы бюджета на 2 трлн. рублей. Журналисты постарались вычислить, кто из сотрудником бюджетной сферы может попасть под сокращение.
В январе премьер-министр Михаил Мясникович говорил, что в Беларуси не будет массовых увольнений. «Даже в разгар мирового финансово-экономического кризиса у нас в стране обеспечена занятость и социальная защищенность людей, - констатировал он. - Уверен, что в стране не будет массовых увольнений, всплеска безработицы. Это - одна из главных задач органов власти. На это должно ориентироваться правительство, обеспечивая высокий уровень занятости». Однако, как позже заявил Андрей Харковец, в Беларуси доля экономически активного населения, занятого в бюджетном секторе, существенно превышает аналогичный показатель в соседних странах "со сходным уровнем социально-экономического развития". В Латвии, например, доля работников сфер образования, здравоохранения и социального обслуживания составляет 12,8% от общего числа занятых, в России - 16,8%. В Беларуси эта цифра достигает 17,5%. Между тем, как отметил Харковец, для стран, заявивших курс на либерализацию и привлечение иностранных инвестиций, характерен сравнительно низкий уровень вовлечения экономически активного населения в бюджетный сектор. "Уровень ВВП на душу населения в этих странах близок к ВВП Беларуси, но доля занятых в основных отраслях социальной сферы ниже на 3,5 процентных пункта и составляет 14 процентов", - сказал министр. Он убежден, что вся система бюджетных организаций должна приобрести новый облик: "Бюджетный сектор не должен быть статичным, он должен реформироваться вместе с изменением экономической ситуации". Два триллиона рублей, которые Минфин рассчитывает сэкономить в результате сокращения занятых в бюджетной сфере, можно было бы "перераспределить на финансирование инвестиций в развитие бюджетной сферы и вывести ее на качественно новый уровень", считает Харковец. Министр также предложил установить лимит финансирования для отраслевых министерств и регионов с учетом экономических возможностей государства: "Не объемы финансирования должны соответствовать сети бюджетных учреждений, а наоборот, - штаты организаций должны подстраиваться под возможности бюджета". Гораздо важнее, подчеркнул он азбучные истины, "как организация реализует свое государственное предназначение, насколько население удовлетворено качеством полученных услуг, а не какова смета организации". О необходимости изменения приоритетов в политике занятости говорят и в Министерстве труда и социальной защиты. Так, 4 февраля глава ведомства Марианна Щеткина заявила, что эти приоритеты должны быть смещены "от искусственного сохранения рабочих мест в сторону эффективности использования трудовых ресурсов". По ее словам, подготовлены изменения в закон о занятости населения, которые призваны повысить экономическую активность незанятых граждан и стимулировать нанимателей. Одна из важнейших задач Минтруда в 2011 году - содействовать нанимателям в структурной перестройке экономики. "При этом мы понимаем, что прогнозный показатель по численности занятых в экономике на нынешний год в условиях сокращения трудовых ресурсов - задача очень напряженная, но она должна быть выполнена", - подчеркнула министр. Минтруда: За 5 лет уровень безработицы снизился на 0,8% По данным Минтруда, за последние пять лет уровень официально зарегистрированной безработицы в Беларуси снизился на 0,8%. Численность безработных за это время снизилась более чем в два раза - до 33 тысяч человек. Тенденция роста числа занятых сохранялась и в 2010 году. По его итогам этот показатель составил 4 млн. 653,4 тысячи человек, но все равно не дорос до запланированного уровня (4 млн. 740 тысяч). Уровень официально зарегистрированной безработицы в Беларуси на начало текущего года составил 0,7% к численности экономически активного населения (для сравнения: в Великобритании - 7,9%, в Польше - 9,4%, Литве - 13%, России - 9,2%). Как видим, заявления чиновников по вопросам занятости противоречивы. С одной стороны, они декларируют необходимость реформирования рынка труда, а с другой - требуют не допустить роста безработицы. В этих условиях, по мнению экспертов, говорить о серьезных реформах рынка занятости, как и о реформировании белорусской экономики в целом не приходится. «Можно вносить в законодательство сколько угодно поправок, о чем говорила Щеткина, но все они рискуют быть блокированы и отменены росчерком пера одного человека. Собственно, так оно и происходит», - отметил бывший министр труда Беларуси Александр Соснов. Впрочем, считает он, увеличения официального показателя безработицы ожидать не стоит в любом случае. «Потерявшие работу представители интеллигенции, учителя или врачи не пойдут получать официальный статус безработных. Потому что в ответ государство им ничего не может предложить, кроме нищенского пособия и разовых работ вроде сбора картошки или уборки улиц», - поясняет эксперт. «Бюджетников сокращать нужно, но не тех, кого собираются, - считает Соснов. - Очевидно, что наши власти не будут сокращать милиционеров, которых слишком много, или чиновников из аппарата управления. Впрочем, последних, может, слегка и сократят, но сегодня сократят - а завтра введут новые подразделения, новые службы - и ничего кардинально не изменится». «Начиная с 1994 года, власти сделали много глупостей в сфере труда - например, обязали частных нанимателей руководствоваться государственной тарифной сеткой при начислении заработной платы. Следует отменить эти узаконенные глупости, и ситуация на рынке занятости нормализуется сама собой, никаких программ выдумывать не нужно», - считает экс-министр. «То, о чем сейчас говорит правительство, - это не реформы. Но при нынешней власти их и ожидать не стоит», - убежден Александр Соснов. Эксперты отмечают: если бы реальная безработица соответствовала официальной и составляла менее 1%, это было бы экономическим чудом. Но уровня реальной безработицы в нашей стране не знает никто. И одна из первостепенных задач - решение проблемы скрытой безработицы. «Но было бы ошибкой просто уволить "лишних" работников: мол, пусть сами думают, как им выжить на пособие по безработице, - говорит экономист Ярослав Романчук, который на прошлые президентские выборы шел с программой«Миллион новых рабочих мест». - Чтобы минимизировать социальные издержки сильно искаженного рынка труда, нужно принимать не единичные, а комплексные меры". Для этого, по мнению экс-кандидата в президенты, необходимо менять принцип социальной защиты: помогать не убыточному предприятию, а человеку в беде. "Предпринимателям из Беларуси и других стран нужно дать возможность изменять ситуацию к лучшему, реализовывать свои бизнес-планы. Период адаптации к новому спросу на рабочую силу в таком случае будет максимально коротким", - считает Романчук.
| |