|
Разработанные российским предприятием «Базальт» специальные авиационные средства пожаротушения - боеприпасы АСП-500 - могли бы в разы повысить эффективность тушения природных пожаров, но эта технология до сих пор не востребована.
«Авиационное средство пожаротушения АСП-500, созданное на базе 500-килограммовых авиабомб, предназначено для локализации лесных пожаров и подавления зоны огневого шторма при техногенных авариях и катастрофах на площади до 1000 квадратных метров. При тушении крупных площадных пожаров использование этой системы в качестве средства первого удара по огню является наиболее эффективным», - сообщили «Интерфаксу» в российском оборонно-промышленном комплексе.
Там пояснили, что применяемые сегодня авиационные сливные средства не в полной мере обеспечивают попадание воды и огнегасящих составов в зону огня. Их эффективность находится в пределах 5%. То есть при сбросе с самолета или вертолета в зону пожара огнегасящего состава на огонь попадает лишь незначительное его количество.
Это объясняется экранированием зоны пожара восходящим потоком горячего воздуха. В результате необходимая точность падения водяных масс на очаг пожара не достигается.
«АСП-500 обеспечивает 100-процентную доставку массы огнегасящего состава в зону пожара. Кроме того, взрыв создает дополнительный фактор пожаротушения - воздушную ударную волну», - подчеркнули в оборонно-промышленном комплексе.
Эта новая авиационная технология пожаротушения вызвала большой интерес за рубежом - в частности, в США, Болгарии, Греции, однако большого спроса внутри России АСП-500 пока не нашла.
«Возможно, ситуация изменится после нынешнего пожароопасного лета. Ведь применение на пожаре боеприпаса позволяет в десятки раз снизить необходимость использования сливных систем», - считает источник в ведомстве.
АСП-500 представляет собой оболочку с 400 литрами огнегасящего состава и диспергирующим (распыляющим) зарядом, после подрыва которого создается облако диаметром более 30 метров. При этом образуется поток смеси с начальной скоростью около 400 метров в секунду, который охватывает площадь пожара в 1000 квадратных метров. Система может быть установлена на любом самолете или вертолете, имеющем оборудование для сброса бомб калибра 500 килограммов, и применяться в любых метеоусловиях при температуре окружающей среды от 5 градусов мороза до 50 градусов тепла.
| |