|
Впервые после дела Литвиненко глава МИД России посетил Великобританию. Сергей Лавров сделал ряд важных заявлений как по поводу собственно российско-британских отношений, так и по иным вопросам: отношениям с Японией, Ираном, а также на тему российских «амбиций сверхдержавы». По словам Лаврова, для дальнейшего сближения между Лондоном и Москвой препятствий нет.
Это первый визит главы МИД России в Англию с тех пор, как отношения двух стран в 2006-2007 годах омрачило «дело Литвиненко». Он ознаменовался подписанием договора о модернизации телефонной «горячей линии» Москва - Лондон, а также соглашение о прямой дешифрованной связи между двумя правительствами. «Это действительно будет важным для коммуникации друг с другом, и уверен, что наш диалог теперь будет развиваться еще более высокотехнологичным образом», - сказал Лавров.
А самой злободневной темой в диалоге Сергея Лаврова и Уильяма Хейга оказался кризис на Ближнем Востоке, по поводу которого у Москвы и Лондона нет особых разногласий.
Подытоживая события в Египте и Тунисе, Лавров заметил, что призывы к революции вообще контрпродуктивны и нельзя поощрять какие-то крайние точки зрения, будь то силовое решение проблем или наоборот, немедленная либерализация.
«Мы в России пережили не одну революцию, с нас достаточно, и мы думаем, что других тоже не стоит в это втягивать. Но мы убеждены, что контрпродуктивно и требовать закручивания гаек или занимать чью-то сторону», - сказал Лавров.
Министр также подчеркнул, что ключ к решению ситуации в ближневосточном регионе - в том, чтобы мировое сообщество поощряло все стороны в каждой конкретной кризисной ситуации к диалогу. «Самое главное - не вмешиваться в ситуацию с советами, которые порой принимают радикальный характер», - добавил Лавров
После переговоров со своим британским коллегой, Сергей Лавров посетил Лондонскую школу экономики, где в течение часа отвечал на вопросы студентов. Открывая там «российскую бизнес-неделю» министр заявил, что не видит причин, которые бы помешали дальнейшему сближению.
«Впервые за многие годы появилась возможность преодолеть наконец-то последствия "холодной войны" и начать создавать поистине единую Европу», - сказал Лавров, выступая перед студентами.
«Сегодня, когда мир видит отказ от последних имперских амбиций, Россия и Британия все больше обречены быть вместе перед лицом общих угроз», - считает министр. Россия также избавилась от амбиций супердержавы, признал Лавров. По его словам, нет причин, которые бы мешали сделать отношения стран «более близкими, доверительными и стратегически стабильными», передает ВВС.
Лавров также сообщил, что собирается передать премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону приглашение президента Медведева посетить Москву.
Лавров поделился со студентами своим мнением по всей актуальной повестке российской внешней политики. Так, по поводу недавней размолвки с Токио, глава МИД заметил, что японцам наконец следует признать итоги Второй мировой войны, чтобы урегулировать вопрос мирного договора. «Нет другого пути до тех пор, пока Япония не сделает того, что уже сделали другие страны, а именно признает итоги Второй мировой войны», - отметил министр.
Разногласия между двумя министрами обнаружились только по теме Ирана. Лавров подчеркнул, что Россия не поддержит дополнительные санкции против этой страны в СБ ООН. Дальнейшие санкции, по его оценке, будут означать удушение иранской экономики и создание социальных проблем для населения.
Британский коллега возразил Лаврову, он призвал усилить мирное давление на Иран. «Наша позиция заключается в том, что мы должны усилить мирное давление на Иран для того, чтобы они могли продвинуть эти переговоры», - заявил Хейг, отметив важность продолжения работы в прежнем международном формате «шестерки».
«Иран устанавливает нереальные предварительные условия, было бы важно усилить мирное законное давление на Иран - и добросовестно вести переговоры по ядерной программе»,- сказал Хейг. Он также добавил, что Тегеран должен вести переговоры по всей своей ядерной программе, а не только по мирной ее части.
Со своей стороны, Хейг добавил, что «серьезные разногласия», которые все же остаются между Лондоном и Москвой, «не должны тормозить» сотрудничество.
Хейг также сказал, что в Великобритании заинтересованы в сотрудничестве с Россией в сфере борьбы с организованной преступностью и экстремизмом, признав, что стороны пока не согласовали каких-либо конкретных действий в этом направлении.
Лавров сообщил, что сторонам удалось определить направления в экономическом и научно-техническом сотрудничестве, упомянув, что недавнее соглашение «Роснефти» и ВР будет способствовать стратегическому альянсу Москвы и Лондона.
Российский министр также напомнил про угрозу международного терроризма, вспомнив о теракте в московском аэропорту «Домодедово» 24 января, в результате которого погиб в том числе один британец. «К сожалению, наше сотрудничество по линии борьбы с терроризмом заморожено, и не по нашей вине», - отметил Лавров, добавив, что политические контакты продолжают нарастать.
Лавров сообщил, что Москва и Лондон будут сотрудничать в сфере обеспечения безопасности на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне и 2014 года в Сочи, добавив, добавив, что соответствующие компетентные структуры подумают над тем, как это взаимодействие наладить.
Визовой сепаратизм
Зато министры условились придать «политический импульс» упрощению визового режима между двумя странами. «Мы заметили заявление премьер-министра Кэмерона в пользу введения безвизового режима поездок российских граждан в европейские страны Шенгенской зоны. Мы надеемся, что такой же подход будет применяться и в наших двусторонних отношениях, так как Великобритания не входит в Шенгенскую зону», - пояснил Лавров, которого цитирует Интерфакс.
Напомним, в последние годы российско-британские отношения пережили немало кризисов. Самым громким скандалом в российско-британских отношениях стал отказ РФ выдать Андрея Лугового, обвиняемого британской стороной в убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко.
Последняя же ссора связана была вторжением 8 августа 2008 года грузинских войск в Южную Осетию и ответной российской операциейя по принуждению Грузии к миру. Соединенное Королевство из всех стран ЕС заняло самую жесткую позицию в отношении РФ.
Именно к тому периоду относился эпизод, в ходе которого, как сообщила в редакционном блоге газета Daily Telegraph со ссылкой на своих инсайдеров, российский министр грубо отшил тогдашнего своего британского коллегу, предшественника Хейга. В частности, Лаврову приписали фразу: «Who are you to fucking lecture me?!» («Кто ты такой, б****, чтобы меня учить?!»).
Впрочем, как писала газета ВЗГЛЯД, МИД России опроверг тогда информацию о том, что Лавров в ходе разговора с Дэвидом Милибэндом использовал ненормативную лексику. МИД расценил публикацию как попытку усугубить истерию вокруг действий России на Кавказе.
Отношения Москвы и Лондона ранее осложнял также запрет на работу Британского совета из-за отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность в России. Ныне этот запрет снят.
| |