|
Большой слет судей в Москве. Подводили итоги года, обсуждали реформу.
Так, россиян стали меньше сажать за решетку и чаще применять такой вид наказания, как принудительные работы. Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, в числе прочего, привел интересную статистику: среди осужденных за коррупцию больше всего - 25% - это должностные лица системы здравоохранения, 14% - сотрудники ГИБДД, на третьем месте - 12% - преподаватели учебных заведений, и только после - 11% - сотрудники органов внутренних дел и 14% - государственные и муниципальные служащие.
Российские судьи едва успевают привыкать к нововведениям. По поручению президента принят закон о судах общей юрисдикции, и начата работа по введению апелляционного производства. Теперь можно в свободном доступе, через Интернет, изучать документы, касающиеся вашего дела. А на самих судей отныне можно жаловаться. Многих такие перемены наверняка приятно удивят.
«Общегосударственным приоритетом остается работа по гуманизации права, - заявил руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин. - Статистика показывает, что суды восприняли и проводят политику либерализации уголовного законодательства. Так, за последние пять лет число заключенных под стражу снизилось более чем в полтора раза».
Если в позапрошлом году суды лишили свободы 290 тысяч человек, то в 2010 - уже на 30 тысяч меньше. Это, конечно, не означает, что стало меньше уголовных дел. Просто виновных в нетяжких преступлениях всё чаще наказывают трудом. Мягче стали приговоры и в отношении несовершеннолетних. А два года назад Госдума предложила заменить досудебное содержание подозреваемых в СИЗО на домашний арест.
«Мы сейчас стараемся применять больше и домашних арестов, условных мер наказания. Отказали в избрании меры пресечения тысяче человек. Поэтому, конечно, общество развивается, и мы не стоим на месте», - рассказали в Мосгорсуде.
Эксперты считают, что мы сейчас активно движемся от американской модели, где сажают всегда, когда можно посадить, к европейской - сажают, когда уже нельзя не посадить.
«Я-то лично являюсь сторонником штрафных санкций, - заявляет представитель правительства России в Конституционном суде РФ, Верховном суде РФ и Высшем арбитражном суде РФ Михаил Барщевский. - Потому что если мы живем в условиях рыночной экономики, то подобное лечится подобным. Преступление - плати! Но плати много. Вот по коррупции, например - до трехсот миллионов рублей штраф довели. Вот это уже цифра».
Ну, а самих судей, помимо закона, от коррупции должен защищать и новый Кодекс судейской этики, который уже почти готов к принятию. «Не надо считать, что ты переоделся, мантию снял, и тебя никто не знает, и ты можешь делать, что угодно. Нет! Требования судебной этики - всегда, где бы ты ни находился, ты должен знать, где ты находишься, общество свое, с кем ты должен общаться, оно должно соответствовать требованию судебной этики», - уверен Вячеслав Лебедев.
Возможно, тогда судебная система в России станет современной и действенной и будет эффективно защищать права и законные интересы граждан. В действующем Уголовном кодексе, редакции 97-го года, по сути, уже был заложен ресурс для того, чтобы выносить как можно более гуманные приговоры. Например, вместо лишения свободы - ее ограничение, или исправительные работы. Но сами судьи признаются - исполнять мягкие приговоры было просто некому. Старая, еще советская, система исполнения таких наказаний не работала. Теперь ее приходится фактически создавать заново.
| |