Минфин делает первый шаг в борьбе с одним из самых распространенных видов мошенничества на вторичном рынке автомобилей.
Речь о случаях, когда первый владелец - мошенник - продает машину, по которой еще не выплачен кредит. То есть она находится в залоге у банка. И впоследствии он через суд забирает автомобиль себе, а покупатель остается и без денег, и без машины. Как Минфин собирается искоренять такие мошенничества? С этим разбирался корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Гололобов.
Добросовестных покупателей будет защищать новый закон. Его суть в том, что регистрацией залоговых автомобилей будут заниматься Бюро кредитных историй, сокращенно - БКИ. Соответственно, человек может сделать туда запрос, и узнать - не находится ли приобретенная им машина в залоге, поясняет начальник управления автокредитов Юникредитбанка Иван Жигарев.
«Банки должны будут сообщать в госорганы о том, что на такую-то машину наложено обременение в виде кредита. То есть это будет на уровне - все банки будут обязаны подавать информацию в госорганы о наличии залога», - рассказывает Жигарев.
Справедливости ради, и сейчас большинство банков старается не допустить продаж залоговых автомобилей. Делают они просто. Не дают ПТС машины на руки покупателю до тех пор, пока не будет выплачен кредит. Другое дело, что так делают не все банки, отмечает ведущий рубрики «Автомобили и бизнес» газеты «Клаксон» Алексей Аксенов.
«Есть банки, которые не требуют от владельца, который покупает машину в кредит, оставлять у себя ПТСку. Она остается у человека, который взял кредит, и с этим документом он может машину в принципе и продать», - говорит Аксенов.
Эксперты признают, что если новый закон будет принят в той версии, в которой его продвигает Минфин, то могут возникнуть проблемы с базами данных. Дело в том, что бюро кредитных историй в нашей стране сейчас 33, и единой базы данных они не имеют. И никто не ставит задачу ее создать. В итоге у бюро разные интерфейсы, программное обеспечение и они несовместимы. Тем не менее выход есть. В настоящий момент МВД создает публичную базу, к которой любой желающий сможет обратиться через Интернет. Например, можно будет «пробить» по VIN-номеру не в угоне ли автомобиль. Казалось бы, прямо напрашивается решение - поместить в эту публичную базу МВД и информацию о залоговых машинах. Плюсы от такого решения очевидны, считает Алексей Аксенов.
«Гаишники, когда они регистрируют, снимают, ставят авто на учет, у них высвечивается, что этот авто находится под залогом. Соответственно продать его будет уже невозможно», - считает Аксенов.
Однако такой вариант пока не рассматривается Минфином. Он упорно настаивает на том, чтобы информацию о залоговых автомобилях отправлять в бюро кредитных историй. Аргументация у представителей министерства своеобразна: мол, единая база и не нужна, так как автомобиль, купленный, например, во Владивостоке, вряд ли будет продаваться на западе страны. Следовательно, достаточно «пробить» машину по базе своего регионального БКИ. А если все-таки мошенник додумается перегнать автомобиль в другой регион, и там его продаст, ну, столь сложные комбинации Минфин не рассматривает. И зря, полагают эксперты. Впрочем написание законопроекта находится в начальной фазе: будут чтения в Госдуме, наверняка, общественное обсуждение. Так что какие-то положения закона могут быть еще изменены.
Все новинки Детройта