|
16 февраля в Риме открывается масштабная выставка работ художника Александра Дейнеки. Это первое знаковое событие Года России в Италии. Экспонаты для выставки, которая пройдет в римском Выставочном дворце, предоставили крупнейшие музеи России, в том числе Русский музей и Третьяковская галерея.
Графика, несколько скульптур и больше 80 живописных полотен Александра Дейнеки путешествие из Москвы в Рим перенесли хорошо. У музейщиков каждая царапина посчитана и записана в специальном журнале. Никаких новых повреждений за время пути не появилось.
Экспонаты в римский Выставочный дворец доставили на трейлере с прицепом в специальных контейнерах, внутри которых на протяжении всего пути (а это больше трех тысяч километров) поддерживалась температура плюс 19 градусов. Под плотной упаковочной бумагой - тонкая хлопковая ткань, в которую сотрудники Третьяковской галереи в Москве бережно завернули картины Александра Дейнеки. В Риме их так же бережно распаковывают.
«Его пластика, его интерес к античной традиции, к традиции Возрождения очень сближают его с итальянским искусством, - отмечает куратор выставки Елена Воронович. - Возможно, эти факторы и определили то, что Дейнека открывает это замечательное событие».
Год России в Италии. В стране, где с творчеством Дейнеки знакомы немногие, а если кто-то его и знает, то исключительно как художника-соцреалиста. Дейнеке и на родине давно навесили этот ярлык. И только в прошлом году, когда в Москве впервые за последние 20 лет проходила масштабная выставка Дейнеки, многие неожиданно открыли в нем романтика. Кто-то даже разглядел черты сюрреализма. Итальянская выставка - это попытка показать европейцам разного Дейнеку.
«Для нас это даже некий вызов, - говорит куратор выставки Маттео Лафранкони. - Сейчас не время размышлять о том, что такое соцреализм, каковы его особенности. Мне кажется, что пришло время оценить большого художника на международном уровне».
Рабочие, спортсмены, атлеты. «Мускулистое искусство» с мужским характером. О Дейнеке часто говорят: он уловил ритм советской эпохи и передал его движение. «Когда смотришь на его картины, нет вопроса - какого периода эти вещи? Сразу понятно - это 20-е годы, а это 30-е. Этот бег времени, его скорость», - говорит Елена Воронович.
Никакого бега - и, кажется, время почти остановилось. Такой удивительно непохожий на себя Дейнека и такой знакомый итальянцам пейзаж. «Улицу в Риме» Дейнека написал после своего самого первого визита Италию в 35-м году.
«Это было что-то вроде творческой командировки, - рассказывает Маттео Лафранкони. - Дейнека приехал в Италию после того, как побывал в Америке и Франции. Он восхищался Штатами, возможно, его впечатлили расстояния. Франция Дейнеке не понравилась, а вот в Италию он влюбился».
Интересно, спустя 76 лет ответит ли Италия взаимностью Александру Дейнеке?
| |