|
В Музее современного искусства открылась выставка концептуалиста-шестидесятника Виктора Пивоварова «Они». Реализм и абстракция, супрематизм и сюрреализм - трудно поверить, что всем этим мастер увлекался одновременно, но все представленные на выставке работы созданы за последние четыре года.
Люди с песьими головами, женщины с телами крыс, безликие силуэты из конусов - вот какие «Они». Образы, герои, ассоциации концептуалиста-шестидесятника Виктора Пивоварова: «Меланхолики» и «Отшельники», «Красавцы» и «Философы».
Виктор Пивоваров признался, что не любит, когда над смыслом его картин зрители раздумывают часами. Чтобы облегчить понимание своих работ, он объединил их в 10 серий, или, как сам их называет, альбомов. Под каждый из таких альбомов в Музее современного искусства пришлось выделить целый зал. Причем работы вышли настолько непохожими, что кажется, будто создавались разными людьми.
На московской выставке 74-летнего Пивоварова «Они» - третьей за последние семь лет - аншлаг. А ведь когда-то о таком он не мог даже мечтать. В эпоху застоя он оформлял детские книги, иллюстрировал журнал «Мурзилка». А подпольно создавал смелые опусы, которыми, начиная с 1980-го года, когда художник эмигрировал в Прагу, сразу заинтересовались ведущие галереи мира. Еще бы! Виктор Пивоваров - один из отцов-основателей «московского концептуализма». Борец с советским официозом. Соратники и друзья художника - Илья Кабаков и Дмитрий Пригов - в центре раздела «Философы».
«Знаете, иногда говорят: О, шестидесятники!. Это означает, что они застряли и работают только в том направлении. Пивоваров не боится экспериментировать, создавать что-то новое. И в этом новом мы видим сегодняшнее мышление», - считает Василий Церетели, исполнительный директор Московского Музея современного искусства.
Интеллектуал, нонконформист, экспериментатор - он говорит на нескольких художественных языках, как сам замечает, чтобы избежать рутины. Реализм и абстракция, супрематизм и сюрреализм - трудно поверить, что всем этим мастер увлекался одновременно, представленные на выставке работы созданы за последние четыре года. В одном зале - бесформенные скульптуры из стекла. В следующем - полулюди-полузвери, отсылающие к Иерониму Босху, любимому художнику Пивоварова. Дальше и вовсе чистая геометрия.
«Зал, в котором мы находимся, это есть абсолютная форма, которая в земных условиях почти не встречается. И я работаю с кругом как отдельным объектом, и этот круг соединен с человеческими фигурами. Сам я это прочитываю как присутствие трансцендентного в нашем мире», - объясняет Виктор Пивоваров, художник.
Пивоваров охотно дает подсказки, как следует «читать» его выставки, рассказывая о сквозных темах своего творчества: одиночестве, пустоте и детстве, проведенном в послевоенной Москве.
«Когда я приехал из эвакуации, то Москва была совершенно такая огромная деревня, заваленная снегом. И вот образ такой пустыни, снежной пустыни, одиночества - это образ, который я провожу через всю жизнь», - говорит художник.
В Москву Виктор Пивоваров приехал всего на три дня. Сразу после открытия выставки возвращается в Прагу, в свою мастерскую к новым сериям-альбомам, секреты которых пока не раскрывает.
| |