|
В Риме сегодня будет дан старт году России в Италии. Масштабная культурная программа открывается выставкой советского живописца Александра Дейнеки из фондов Третьяковской галереи. Сегодняшнее открытие состоится в присутствии главы двух государств - Дмитрия Медведева и Сильвио Берлускони. А с конца этой недели выставка будет открыта для посетителей. Корреспондент «Вести ФМ» Анна Кочарова пообщалась с организаторами выставки и выяснила, чем соцреализм так привлек итальянцев.
«Улица в Риме» - возможно, именно эта картина Александра Дейнеки будет в первую очередь привлекать внимание итальянской публики. Написанная в 1935 году во время путешествия в Рим, камерная по атмосфере и не имеющая отношения к трудовым подвигам советского народа - к такому Дейнеке российские зрители не привыкли. Рассказывает один из кураторов выставки Маттео Лафранкони:
«Она так интересна. С первого взгляда я обратил на неё внимание - это удивительный модерн. Она не построена классически. Думаю, что она символизирует весь талант Дейнеки. Это лучшее из его ранних и последних работ. Но, вообще, все картины, которые привезли в Рим, - глубоко символичные, если мы говорим о его стиле».
Суровые будни рабочих, оптимисты-физкультурники, неожиданно лирические пейзажи. Третьяковская галерея, которая обладает самым большим собранием картин Дейнеки, привезла в Италию 85 его работ. Идея подобной выставки исходила от итальянской стороны. Просьба удивила даже самих сотрудников Третьяковки: ведь традиционно на Западе интересуются русской иконописью и авангардом, рассказывает директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева:
«В его работах, действительно, очень показательна специфика жизни ХХ века - не только для нашей страны, но и в международном масштабе. И нам хотелось, чтобы имя Дейнеки стало известно не только у нас, чтобы интерес к нему возник на международном уровне».
Нынешняя выставка - первая монографическая экспозиция Дейнеки за пределами России. Для нас он художник соцреализма. Для западных любителей искусства - прежде всего великолепный живописец, оказавший огромное влияние на американских и европейских художников. Впрочем, для самого Дейнеки идеология всегда была на втором плане, говорит хранитель Третьяковской галереи Наталья Чернышева:
«Он был востребованным художником в советское время. Но идеологические установки никогда не были для него важны. Главным для него был человек и взаимоотношения человека с миром».
Нынешняя экспозиция в Римском дворце выставок продлится до 1 мая. Это только начало масштабной программы культурных обменов между Россией и Италией. Российских зрителей в этом году ждут, в том числе, выставка мастеров эпохи Возрождения и гастроли легендарного театра «Ла Скала».
| |