|
АСТАНА. 16 февраля. КАЗИНФОРМ /Гульнара Жандагулова/ - На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что операторы сотовой связи отменили плату за соединение, перешли на посекундную тарификацию и запустили новые тарифные планы.
Причиной тому послужило соответствующее постановление Минсвязи, опубликованное в конце января. О том, каким этот год обещает быть для сотовых операторов и их абонентов, рассказал в интервью агентству председатель Комитета связи и информатизации Министерства связи и информации РК Ризат Нуршабеков.
- Ризат Рахатбекович, приказ Министерства, отменяющий плату за соединение и устанавливающий посекундную тарификацию, вступил в силу 1 февраля. Разговаривать стало дешевле?
- Да, безусловно. Я думаю, начиная с этого месяца, абоненты уже почувствуют, что стали меньше платить, но больше разговаривать. Во-первых, теперь мы будем отдавать деньги только за то время, в которое действительно разговаривали. Это как раз тот случай, когда говорят «копейка рубль бережет». Во-вторых, значительную экономию абонент ощутит и от упразднения платы за соединение.
- Само понятие «плата за соединение», действительно, как вы говорите, упразднено. Однако на некоторых тарифных планах сразу увеличилась стоимость первой минуты. В чем же тогда экономия?
- Давайте раскрою первопричину того, почему мы инициировали введение данной нормы. На официальный блог министра связи и информации, а также в адрес самого министерства в последнее время стали приходить письма, в которых абоненты жаловались на необоснованное списывание средств с их счетов. В результате проверки выяснилось, что при подключении к своему тарифному плану они просто не обратили внимания на знак «*», а «исчезающие» деньги были законной платой за соединение. Со вступлением в силу нашего приказа, абоненты будут платить только за время разговора, а не за звездочки. То есть, если раньше уже с первой секунды разговора вы отдавали оператору по 12 или 19 тенге, и при этом его длительность не имела значения, то сейчас отдадите свои «кровные» за фактическое время разговора.
- О последствиях принятого Министерством приказа мы узнали. А на какой стадии сегодня находится достигнутая с операторами договоренность о снижении ставок на интерконнект (межсетевые соединения). Говорилось, что после их снижения тарифы заметно снизятся.
- Нам долго пришлось убеждать операторов в том, что это необходимо для отрасли. По сути, это был первый шаг.
Как вы знаете, плата за межсетевые соединения не регулируется государством. Здесь действуют договорные отношения между операторами. Проведенный нами анализ показал, что на протяжении 11 лет ставка на интерконнект оставалась на одном и том же уровне, и работа в этом направлении не велась. Соответственно, Министерством был поднят вопрос о необходимости ее снижения. Обсуждения тогда шли нешуточные: кто-то предлагал снизить ставку на интерконнект резко, сразу в 3-4 раза, другие вовсе отказывались от ее снижения. Однако все же консенсус был достигнут. Договорились о 15% и 20%-снижении.
- Эксперты высказывают мнение, что «идеальным» для казахстанских пользователей сотовой связей было бы 30%- снижение ставок на интерконнект. В ближайшее время на сколько понизится ставка?
- Трудно сказать, на сколько произойдет снижение. Сейчас АЗК (Агентство по защите конкуренции) работает в этом направлении. В случае, если Агентство докажет, что ставка нуждается в регулировании, с этого момента наше Министерство сможет контролировать ставки на интерконнект. Думаю, решение АЗК станет известно уже в ближайшее время.
Первоначально планировалось, что в течение 3-4 лет будет проведено 40 %-снижение. Сейчас снова идут обсуждения. Высказываются мнения, о том, что это большой срок для 40%. Однако, если рассматривать международный опыт, то оптимальным вариантом считается постепенное снижение. В случае резкого снижения у операторов сотовой связи могут возникнуть проблемы технического характера. Конечно, если бы компании ежегодно, на протяжении этих 11 лет, самостоятельно снижали ставку, то сегодня бы такой вопрос даже не стоял.
- На одном из заседаний Совета операторов в сентябре 2010 года стало известно, что компания «GSM Казахстан ОАО "Казахтелеком"(Kcell) намерена снизить стоимость самой дорогой минуты с 29 до 19 тенге. Но она снизилась лишь до 24. Почему компания не спешит снижать цены?
- Внесенные в прошлом году поправки в Закон "О естественных монополиях и регулируемых рынках" позволили нам на основании жалоб населения и результатов мониторинга проводить экспертизу тарифов сотовых операторов. Одна такая экспертиза уже была проведена на предмет обоснованности цен внутри сети Kcell. По ее итогам мы сделали заключение, что стоимость внутри сети не должна превышать 18 тенге без НДС. Компания "GSM Казахстан" подала на нас в суд. В связи с этим, пока шло судебное разбирательство, мы не могли предъявлять к ним жестких требований. В настоящее время иск "GSM Казахстан" оставлен судом без удовлетворения. Если в ближайшее время ситуация не изменится, последуют жесткие меры.
- Сейчас рынок сотовой связи Казахстана разделен между операторами "большой двойки" - Kсell и Beeline. Оператор ТОО "Мобайл Телеком Сервис" с торговой маркой Neo неактивно проявляет себя на рынке. Может, для усиления конкуренции необходим приход еще одного оператора?
- Наш рынок ограничен по населению - 16 миллионов потенциальных абонентов. Кроме того, если смотреть по количеству проданных сим-карт, а это 17-18 миллионов, то выходит, что фактически все абоненты уже распределены между тремя gsm-операторами. Второй вопрос - это инвестиции. Если новый оператор выйдет на рынок, то ему придется вкладывать очень большие средства. При этом не факт, что они окупятся за короткий промежуток времени. Опыт других стран показывает, что в такой ситуации новичок всегда испытывает проблемы. В итоге, его либо выкупят действующие операторы, либо он сам уйдет с рынка. Поэтому я думаю, что новому оператору будет трудно зайти на рынок Казахстана. И вряд ли на это сейчас кто-то решится. Что касается Neo, мы ожидаем, что в этом году компания активизируется.
| |