|
На 61-м Берлинском фестивале появился фаворит - фильм венгерского режиссера Белы Тарра «Туринская лошадь». Подробнее о картине расскажет обозреватель «Вести ФМ» Антон Долин.
В 1889 году на улице итальянского города Турина случилось странное происшествие. Кучер хлестал кнутом свою старую лошадь, которая отказывалась тронуться с места. Неожиданно к повозке подбежал хорошо одетый господин с пышными усами и обнял животное за шею, при этом горько зарыдав. Это был не кто иной, как всемирно известный философ Фридрих Ницше. Его с трудом увели от лошади, а когда привели домой, выяснилось, что он не в себе. Ницше поместили в лечебницу для душевнобольных, где он провел остаток жизни - еще 11 лет.
Этот апокриф стал основой для фильма венгерского режиссера Белы Тарра «Туринская лошадь», ставшего пока что самым значительным событием 61-го Берлинского кинофестиваля. Правда, сюжет крутится не вокруг Ницше: философа даже и нет на экране, о нем говорят только за кадром. Это кино о той самой лошади и ее хозяевах: старом крестьянине с покалеченной рукой и его дочери, присматривающей за домом, пока отец зарабатывает в городе извозом. Поездка лошади, показанная нам еще до начальных титров, - последняя: с тех пор она не выйдет из сарая, где ее держат. С этого начнется упадок и конец всего: «Туринская лошадь» - не что иное, как минималистская и скупая, но потрясающе мощная история наступления конца света.
Бела Тарр, плохо знакомый широкой публике, режиссер культовый и особенный: его таланту поклоняются многие, включая Джима Джармуша и Гаса Ван Сента. Фильмы Тарра - невероятно медленные, неправдоподобно живописные, как правило, черно-белые: все это относится и к «Туринской лошади», в которой всего лишь около тридцати монтажных склеек и трое героев, один из которых - лошадь. Тем не менее, рассказана эта немудрящая история с такой величественной библейской простотой, что оторваться от экрана невозможно - это зрелище гипнотизирует и обезоруживает. Правда, не всех: немалая часть публики сбежала из зала еще в середине показа. Зато те, кто остались, провожали фильм долгими аплодисментами и единодушно решили, что более подходящего кандидата на «Золотого медведя» пока в конкурсе нет. Тем более, что, по заявлению самого режиссера (отнюдь не старика - ему всего 55 лет), «Туринская лошадь» будет последней, прощальной его картиной.
| |