|
Министерство финансов подготовило законопроект «О регистрации уведомлений о залоге или ином обременении движимого имущества», который должен сделать историю авто- и мототранспорта, купленного в кредит, прозрачной.
Ни для кого не секрет, что автомобили, купленные в кредит, могут перепродаваться с целью наживы. Как показывает практика, «заработать» таким образом не так уж сложно. Особенно учитывая то, что кредитные автомобили периодически попадаются даже в автосалонах. Минфин предложил создать единую базу всех транспортных средств, заложенных в банке. Соответствующий законопроект был представлен на совещании в Ассоциации региональных банков, где присутствовали представители Минфина, Минэкономразвития, МВД и банков, сообщает «Российская газета».
Регистрировать все кредитные автомобили, согласно документу, должны бюро кредитных историй. По мнению ведомства, это наиболее подходящий орган, который достаточно оснащен и уже обладает выстроенными взаимоотношениями с банками. Однако бюро ни разу не вели какой-либо единой базы. И, по словам специалистов, не имеют технической возможности вести единую базу - у бюро разные интерфейсы, программное обеспечение, и они несовместимы. То есть запрашивать информацию о том, находится ли ваша покупка в залоге, придется в каждом из бюро по отдельности.
Как рассказали изданию в самом крупном бюро, система будет аналогична алгоритму обращения за кредитной историей того или иного человека: сначала надо зайти на сайт ЦККИ (центральный каталог кредитных историй) в Банке России и узнать, в каком из бюро находятся сведения о залоге, а потом обращаться с письменным запросом к ним.
Законопроект о создании единой базы кредитных авто лежит на полках Минфина уже не первый год. До настоящего момента ведомство не могло определить, кто будет заниматься реализацией «на местах». «На первом этапе мы пытались договориться с МВД, но здесь потребовалось дополнительное финансирование. Потом нам пришла в голову мысль наделить регистрирующей функцией Агентство по страхованию вкладов, но АСВ не имеет территориальных органов. Потом мы уже практически были готовы наделить этими функциями Почту России с ее широкой разветвленной сетью. Последняя идея - бюро кредитных историй. Сейчас этот выбор всеми поддержан, закон согласован с ЦБ, ФСФР, осталось только получить визу Минэкономразвития», - прокомментировала проект закона начальник отдела банковской деятельности министерства Наталья Сатина.
Однако несмотря на предложенный проект, процедура обращения за кредитной историей машины со стороны покупателя не отстроена даже в теории. «Эта схема будет работать тогда, когда у нас появится единая точка входа во всю совокупную базу данных, которая будет доступна любому лицу. Здесь подразумевается, что любой гражданин в режиме онлайн может провзаимодействовать с бюро кредитных историй. Сейчас это невозможно. Это новая функция для бюро, которая пока не предоставляется. Причем единого бюро, где есть вся информация, в природе не существует, она размазана по всем БКИ. При этом 99% граждан с бюро никогда не взаимодействовали. Как 50 млн потенциальных покупателей автомобилей будут осуществлять проверку через БКИ, о расположении которых у них нет ни малейшего представления, через какое окошко получат доступ к бюро кредитных историй - непонятно. Второй вопрос: будут ли БКИ действовать через единое окно, к примеру, ЦККИ? Получается, мы вроде бы человеку предлагаем хорошую вещь, но как он эту процедуру осуществит - большой вопрос», - уверен вице-президент ассоциации региональных банков Олег Иванов.
Организация какой-либо системы отслеживания махинаций с кредитными автомобилями становится все актуальней. Особенно в свете грядущих изменений в процедуре регистрации авто. По словам начальника департамента ОБДД Бориса Ионова, есть вероятность, что уже в 2012 году отменят ПТС и снятие машины с учета. «У нас останется два основных действия - постановка на учет и изменение данных о собственнике. Изменяя сведения о собственнике, мы, естественно, будем проводить проверки. Поэтому данные о залогах нам необходимы. Информационный обмен должен быть. Некто держатель базы залоговых авто должен нам дать информацию, дабы исключить возможность продажи, снятия с учета залогового авто», - считает Ионов.
| |