|
Минобрнауки расширило новый учебный стандарт для старшеклассников. Новый вариант с правками во вторник вечером стал доступен общественности.
От самого спорного момента - сделать обязательными лишь 4 предмета - разработчики все-таки отказались. Каждый ученик будет изучать не менее 9 дисциплин, в том числе русский язык и математику, но на разных уровнях. И по выбору.
Обновленная система образовательных стандартов по-прежнему вызывает много вопросов. Например, зачем придуман новый и сразу обязательный предмет «Россия в мире»? Разработчики пытаются объяснить.
«Курс "Россия в мире" - это завершающий, подводящий итоги курс изучения общественных наук, который интегрирует знания истории. Примерно 50 процентов содержания, география, политика, культура, позволяет детям посмотреть на всю историю России за тысячелетний период ее развития», - пояснил Александр Кондаков, руководитель группы разработчиков федерального государственного образовательного стандарта.
Предполагается, что педагог за два года должен будет научить старшеклассников работать с первоисточниками, вести дискуссии и делать собственные выводы. Правда, сначала надо еще обучить этой «России в мире» самих педагогов. И здесь снова вопрос: как переучивать? Известно только, что рекрутировать в новый предмет будут в первую очередь историков. Так же стопроцентно востребованы будут физруки и преподаватели ОБЖ, чьи предметы входят в список обязательных.
А еще математики и филологи - их уроки в любом случае придется посещать. Пусть даже в сокращенном или, в новой терминологии, интегрированном виде. Еще 6-7 предметов старшеклассники смогут выбирать по своему усмотрению. И изучать их на базовом уровне или углубленно. В зависимости от того, кто куда собрался поступать.
То есть остальным специалистам-предметникам придется подстраиваться под рынок. Например, сейчас любить химию и физику не так модно, как экономику и право.
В дополнение старшеклассник может выбрать один или два предмета из курсов по астрономии, искусству, технологии, дизайну или, например, хореографию.
Сторонники образовательной реформы видят в этом только плюсы, ведь главный смысл новых стандартов - не перегрузить ученика. Сейчас в школьной программе 19 предметов. Школьники учатся по 44 часа в неделю, что значительно превышает санитарную норму.
«Мы загрузили так, что на все предметы, которые мы в школе даем, ученик должен быть занят 10-12 часов. Это чудовищно! Удар по здоровью. Нам что, больные нужны что ли? Нужны в первую очередь здоровые. Пусть даже тупые, но здоровые! А очень умные, но больные нам не нужны. Мы их не прокормим, и страна рухнет», - уверен Владимир Жириновский, заместитель председателя Госдумы РФ, руководитель ЛДПР.
Педагогическая общественность возражает. Вот цитаты из резолюции заседания Московского математического общества: «Возмутительным посягательством на право ребенка получать широкое образование является запрет выбирать для изучения одновременно физику, химию, биологию, русский язык, литературу, алгебру и геометрию». «Декларируемая программа индивидуального выбора не реализуема. Двум-трем ученикам не будут читать курс по выбору».
Первым против стандартов выступил учитель Сергей Волков, который собрал уже несколько тысяч подписей таких же недовольных. «И в реальности, это вынуждены говорить разработчики стандартов уже сейчас в своих интервью, что не ребенок будет выбирать предметы, а школа ему предложит пакет, собранный школой из 10 предметов, которые она может вести», - говорит Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы №57 г. Москвы.
Многие опасаются, что после введения этих самых интегрированных курсов школьники будут получать только самые поверхностные знания. «Таких интегрированных курсов сегодня в природе нет. Их никто не создавал. Более того, есть подозрение, что многие из таких курсов невозможно будет создать без потери с качестве образования», - считает Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО.
В Министерстве образования и науки разработчиков нового образовательного проекта поддерживают. Но обещают, что стандарты не будут утверждены, пока не получат поддержку общества. «Большая часть ребят как раз хотели бы что-то для себя интересное выбрать, хотели бы в чем-то профилироваться, хотели бы какого-то углубления. И вот здесь школы не все могут обеспечить. Поэтому необходимо разработать такие условия, прописать и финансовые механизмы, и кадровые, и другие, которые бы позволяли такой выбор осуществлять», - пояснил Игорь Реморенко, статс-секретарь - заместитель министра образования и науки.
В любом случае, новый стандарт некоторые школы начнут тестировать в пилотном режиме только через два года. Повсеместно же внедрять его планируется не раньше 2020 года.
| |