|
Вчера комитет Верховной рады по вопросам образования и науки провел открытое обсуждение двух законопроектов о высшем образовании, зарегистрированных в Раде в 2010 году. Участники дискуссии не смогли выбрать приемлемый вариант будущего закона и пришли к выводу, что следует создать новый, учитывающий положительные стороны обоих документов.
В расширенном заседании парламентского комитета участвовали представители Министерства образования и науки, молодежи и спорта (МОН), студенческих организаций, руководители школ и вузов. Заседание было посвящено обсуждению законопроектов #7486 и #7486-1 о высшем образовании, зарегистрированных в 2010 году. Законопроект #7486, подготовленный народным депутатом Юрием Мирошниченко (Партия регионов), предлагает заменить аккредитацию вузов аккредитацией специальностей, дать университетам право определять условия поступления и обучения контрактников, узаконить критерии получения образовательными учреждениями национального статуса (см. Ъ от 28 сентября 2010 года).
Законопроект #7486-1, разработанный МОН, дает вузам, в частности, право финансовой автономии и предлагает их новую классификацию. Так, университетом предлагается называть вуз, где учатся не менее 10 тыс. человек, академией - не менее 3 тыс., колледжем - не менее тысячи, профтехучилищем - не менее 500 человек (см. Ъ от 11 ноября 2010 года).
Законопроект МОН раскритиковали студенты, которые 31 января провели возле Верховной рады акцию протеста под лозунгом «Знание не товар, вузы - не базар!». Требования студентов прозвучали и на заседании комитета. «Мы против сокращения госзаказа, классификации вузов по количеству студентов, принудительных отработок лекций, пропущенных бюджетниками, и увеличения платы за обучение для контрактников»,-- заявил представитель студенческого профсоюза «Прямое действие» Вадим Гудыма. Он считает, что интересы студентов не учитывает ни один из проектов закона.
В ответ директор департамента высшего образования МОН Ярослав Болюбаш призвал «не политизировать вопрос». «В реформе образования нам важно объединить европейское качество и национальные особенности. В предложенном законопроекте мы постарались учесть и пожелания администрации президента, и наработки Верховной рады. Если он не устраивает - давайте создадим новый!» - сказал он и добавил, что в Украине вузов «в два раза больше, чем в начале 90-х годов».
Представителей академических кругов больше интересовали практические вопросы. «В законопроектах не указано, как определить качество полученного образования и обеспечить связь между рынком труда и системой образования»,-- отметила эксперт Центра образовательного мониторинга Лилия Гриневич. По ее мнению, народным депутатам следует создать новый документ, объединяющий положительные стороны двух законопроектов: рекомендации по студенческому самоуправлению из законопроекта Юрия Мирошниченко и положения об автономии преподавателей и студентов из документа МОН.
Бывший заместитель министра образования Павел Полянский отдал предпочтение проекту Юрия Мирошниченко: «Из двух заготовок выбирать следует ту, которую легче обтесать. У Юрия Мирошниченко лучше прописаны права и академические свободы, а показателем качества образования предлагается считать присутствие вуза в международных рейтингах». По мнению господина Полянского, законопроект #7486 может быть принят Радой за основу с последующими доработками: «Надо добавить, что языком обучения может быть только украинский, но при этом дать вузам возможность вести курсы на иностранных языках, а национальным университетам - присваивать ученые звания и научные степени без согласования с Минобразования. Если мы не доверяем национальным вузам, о чем вообще тогда говорить?»
Законопроект Минобразования раскритиковал член комитета Олесь Доний («Наша Украина--Народная самооборона»). «Попыткой классифицировать вузы по количеству студентов Минобразования пытается устранить неугодных! Киево-Могилянская академия по их классификации не может считаться академией. Неужели Могилянка дает плохое образование?» - недоумевал господин Доний. Он предложил альтернативное решение вопроса: «Если мы не можем договориться, давайте установим грант, и пусть новый законопроект напишут представители международной академической элиты или духовенства, а нас будут привлекать только в качестве экспертов!»
Юлия Рябчун
| |